Журнал любителей искусства

Анонс

Гектор Берлиоз «Троянцы»

Премьера состоится в Мариинском театре 25 и 27 декабря

Гектор Берлиоз

Заметки перед премьерой

«Троянцы» - опера в пяти актах, самая грандиозная и амбициозная работа Берлиоза, вершина его творческой карьеры. Либретто было написано самим композитором по поэме Вергилия «Энеида». Длительность музыки более 5 часов. Постановка «Троянцев» Гектора Берлиоза в Мариинском театре обещает стать главным событием нынешнего сезона.

Факты:

Любовь к поэме Вергилия «Троянцы» Гектор Берлиоз пронес со школьных лет. Замысел оперы в духе шекспировских трагедий зрел у композитора давно. Однако понимая все трудности осуществления этого замысла и продвижения его в театры, он не решался приняться за это сочинение.

Финальным толчком для написания «Троянцев» послужила беседа с княгиней Сайн-Витгенштейн. Берлиоз сам написал об этом в мемуарах: «Мне случилось быть в Веймаре с княгиней Витгенштейн – преданной подругой Листа, женщиной редкой интеллигентности и чувствительности, которая часто успокаивала меня во время моей депрессии. Что-то заставило меня заговорить о моем обожании Вергилия и об идее большой оперы в шекспировском духе, сюжет которой был бы построен на второй и четвертой книгах «Энеиды». Я добавил, что я настолько прекрасно представляю себе все трудности такого проекта, что не решаюсь его и начинать». «Конечно, - ответила принцесса, - ваша страсть к Шекспиру, соединенная с любовью к античности, должна произвести на свет нечто грандиозное и необычное. Вы должны написать эту оперу или лирическую поэму, как бы вы ее ни назвали. Вы должны ее начать, и вы должны ее закончить». Я продолжал выдвигать свои возражения, но она ничего не хотела слушать. «Послушайте, если вы боитесь трудностей самого материала, если вы так слабы, что не можете отдать все Дидоне и Кассандре, не приходите больше ко мне, я не стану вас принимать». Этого было достаточно, чтобы убедить меня. По возвращении в Париж я начал поэму «Троянцы». Я атаковал партитуру и через три с половиной года исправлений, изменений, дополнений и т.д. я ее закончил».

Поэма «Энеида» была написана римским поэтом Вергилием (70 – 19 г. до н.э.) в последнее десятилетие жизни (хотя замысел зрел давно) и не была закончена. Она состоит из 12 книг и представляет собой героический эпос, возводящий историю римлян к троянцам, а род императора Августа к Энею, который в свою очередь был сыном богини Венеры. Берлиоз использовал для своей оперы лишь две части поэмы: II и IV книги, существенно расширив и драматически разработав их содержание. Эпизодический у Вергилия образ Кассандры он поставил в центре первых двух актов оперы, при этом композитор изменил мифологическую судьбу своей героини: в опере Кассандра вместе с троянскими женщинами совершает самоубийство, чтобы не оказаться поруганной и попасть в плен. Берлиоз начал писать либретто 5 мая 1856 года и закончил его в июне того же года.

Партитура была закончена 12 апреля 1858 года. Берлиоза пришпоривала в работе мысль превзойти Рихарда Вагнера, создававшего «Кольцо нибелунга», в амбициозности замысла. Однако музыкально партитура «Троянцев» не имеет с тетралогией Вагнера ничего общего. Берлиоз в музыкальной драматургии ориентировался прежде всего на Глюка и большую французскую оперу, представленную Мейербером. 3 мая 1861 года Берлиоз написал в письме: « Я уверен, что я написал великую работу, грандиознее и благороднее всего, что я создал до этого». В другом месте он пишет: «Мерилом достоинства вещи является правдивость выражения экспрессии». Для Берлиоза выражение страстей было главной задачей романтического композитора, и здесь, как ему казалось, он сравнялся с Глюком и Моцартом.

Увидеть «Троянцев», поставленными целиком, Берлиозу не довелось. Долгие годы мытарств и попыток предложить оперу в Гранд-опера закончились ничем. Композитору пришлось довольствоваться сценическим воплощением лишь последних трех актов с многочисленными купюрами, которые под названием «Троянцы в Карфагене» в 1863 году были поставлены в Театре-Лирик Шатле. Троянцы прошли 21 раз.

Первая пятиактная постановка «Троянцев» была осуществлена лишь через 21 год после смерти композитора в Карлсруе в 1890 г. В период между 1899 и 1919 гг. в парижской Гранд-опера были осуществлено несколько раздельных постановок двух частей оперы, полное же представление оперы в один вечер (как на том настаивал композитор) осуществилось лишь в 1921 году. Без купюр опера увидела свет лишь в 1961 году. После этого к «Троянцам» стали обращаться все чаще – в Метрополитен-опере, в театре Шатле, в Амстердаме. «Троянцы» открывали и Опера Бастий в 1990 году.

Вера Степановская

Подготовка к премьере

Премьера "Троянцев" в Валенсии
Фото: Tato Baeza/Palau de las Reina Sofia

Мариинский театр готовился к премьере загодя: во время фестиваля «Звезды белых ночей» состоялось концертное исполнение оперы, прошедшее в два вечера, в конце сентября «Троянцы» опять прозвучали в Концертном зале, но уже за один раз. Запомнились исполнительницы партии Кассандры - Катерина Губанова и Екатерина Попова, Дидона Екатерины Семенчук, Хореб Алексея Маркова и Эней Сергея Семишкура. Но, конечно, главным героем стал оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

«Циклопическая оперная конструкция с масштабными, скульптурно вылепленными хоровыми сценами, невыразимой красоты любовными дуэтами, эффектными симфоническими картинами и дикими плясками нубийских рабов, была проведена Валерием Гергиевым на экстатическом подъеме, и вместе с тем – удивительно сосредоточенно. Это был долгий, контролируемый разумом, порыв; огонь, ровно полыхавший на протяжении всей оперы.

Ни на миг не снижалось напряжение; экстраординарно плотно и ярко звучал гигантский оркестр, быстро и согласно вздымавшийся на дыбы в громогласном, могучем фортиссимо, по мановению хрупкой спички, зажатой между пальцами маэстро. Патетика и ораторский пафос – неотъемлемые качества квазитеатрального, броского стиля французского романтизма – взрывали партитуру каскадами риторических возгласов: так сказалось в музыке Берлиоза влияние классицистских трагедий Дидро и Расина.

Главные партии оперы с легкостью раскладываются на голоса труппы Мариинского театра. И даже то обстоятельство, что во второй части – «Троянцы в Карфагене» обе женские партии написаны для меццо, театру на руку: в труппе есть такие сильные певицы, как Екатерина Семенчук (Дидона) и Злата Булычева (Анна). И если героем первого вечера стал баритон Алексей Марков, величаво, очень благородно спевший партию Хореба, азиатского принца и возлюбленного Кассандры ( Екатерина Попова), то царицей второго, по праву, стала Семенчук. Ее напор и сила темперамента ошеломляли; донельзя эротичные, нутряные ноты нижнего регистра пробирали до дрожи, напомнив Елену Образцову в ее лучшие годы. Дидона в интерпретации Екатерины – нежная, страстная, пылающая любовью, но с несгибаемым внутренним стержнем – держала внимание зала все три часа, вплоть до финальной сцены восхождения на жертвенный костер. Слушая «Троянцев», снова и снова убеждаешься: во владении оркестровым письмом Берлиозу нет равных. Нежные переборы арф – имитация античны х лир и кифар – сопровождали любовные диалоги. Картины южной ночи мерцали и переливались нежными, чистыми красками, навевая воспоминания о тембровых находках Верди в другой «африканской» опере, «Аиде»: вот так же стрекотали цикады в упоительной «Сцене у Нила». Архаика древнего мира вставала со страниц партитуры вместе с протяжными бурдонами виолончелей, пустыми квинтами басов, гнусавым голосом гобоя; с грохотом литавр и бряцанием тарелок. Гимнически-ораториальный строй оперы складывался из торжественных шествий, ликующих хоров, сцен народных праздников и битв, ритуальных возгласов и молитв, обращенных к богам Олимпа. В сущности, при ближайшем рассмотрении, опера Берлиоза – ни что иное, как новое рождение античной трагедии в условиях французского романтического стиля. Все родовые свойства трагедии у Берлиоза присутствуют. Герои музыкально приподняты «на котурны», возвеличены, как избранники богов, от каждого слова и жеста которых зависят судьбы народов, их процветание и гибель. Античный сюжет, с разверзающимися безднами рока и бурей человеческих страстей артикулирован чрезвычайно выспренно и пышно. Хор комментирует происходящее и является активным участником действия, а катарсис наступает в финале, когда Дидона восходит на костер и видит, в предсмертном озарении, грядущую гибель Карфагена и расцвет бессмертного Рима. Недаром в «Троянцах» в ушах Энея беспрестанно звучит сумрачный призыв Меркурия: «Италия! Италия!». Герой обречен оставить Карфаген, покинуть царственную возлюбленную, чтобы по велению богов основать новую страну, и столицу мира, Рим.

После исполнения «Троянцев» - оперы в России почти неизвестной – стало ясно: это один из самых удачных и эффектных репертуарных шагов, предпринятых театром за последние годы. Недаром Гергиев так долго, чуть ли не 10 лет, вынашивал идею постановки: он чувствовал, что «Троянцы» - это его музыка, и по эмоциональному наполнению, и по гигантскому размаху воплощения античной темы. Теперь до осуществления замысла осталось всего ничего: только подождать до декабря».

Гюляра Садых-заде, газета «Невское время».

La Fura Dels Baus

Премьера "Троянцев" в Валенсии
Фото: Tato Baeza/Palau de las Reina Sofia

Античный сюжет, воспринимавшийся композитором прежде всего как миф, а не как реальная история получит воплощение на сцене Мариинского театра, в стилистике «Звездных войн» в постановочном решении главных революционеров современной оперной сцены La Fura Dels Baus.

Режиссер Карлуш Падрисса:

«Троянцами называют компьютерные вирусы, которые проникают в операционную систему компьютера, уничтожая в ней всю информацию. Опираясь на это взятое из Интернета определение, я и начал разрабатывать свою постановочную версию “Троянцев” — этой “большой оперы” Гектора Берлиоза на сюжет “Энеиды” Вергилия. “Троянцы” — это эпическая поэма с необычной партитурой и очень интересным сюжетом, исполнение которой длится более пяти часов и в первой части которой речь идет о самоуничтожении цивилизации. В моем понимании, “Троянский конь” — это и род компьютерного вируса, который появляется сейчас во всех поисковых системах Интернета, разрушая операционную систему компьютера и стирая всю содержащуюся в ней информацию, и тот вирус, который сидит внутри нас самих, приводя к самым ужасным для человечества последствиям.»

«Во второй части нашего повествования несколько спасшихся от действия вируса человек находят приют в Карфагене, идиллической местности с морем, песчаными пляжами и пальмовыми деревьями, но там обитает высокоорганизованное общество, которое исследует и преобразует окружающую среду и в котором всеобщее благосостояние достигается с помощью коммун и корпораций. В конечном счете, наши герои, несмотря на все внимание, которое им оказывают жители страны, решают возвратиться на свой виртуальный космический корабль и отправляются к далекой планете Марс, где они, поселившись вблизи ее водных ресурсов, дают начало новой цивилизации.»

«Я думаю, что, когда вы слушаете оперу, которая привлекает вас современной манерой подачи смысла, у вас исчезает ощущение времени. Это именно то, к чему я стремлюсь. Для меня лично и для всей команды Ла Фура дель Баус это означает возможность интерпретации оперного материала на более высоком уровне и освоения еще не тронутого культурного наследства.»

«“Троянцы” очень мало ставились на сцене, несмотря на непреходящее богатство заключенного в них содержания. Нас привлекает сложность и новизна музыки Берлиоза, его хоры, оркестровка и способность удивлять силой и разнообразием впечатлений. Слушателей привлекает контраст между мечтательностью мелодичных хоровых номеров и суровой реальностью полных силы речитативов, выразительные оркестровые номера в поворотных моментах сценического действия, когда нет необходимости уменьшать звучность оркестра и можно воспарить в мечтах».

Нынешняя постановка – копродукция трех театров. Первыми увидели «Троянцев» зрители Испании. Премьера, которая прошла с огромным успехом, состоялась 31 октября 2009 года в Palau de les Arts Reina Sofia (Валенсия). Партии исполняли: Стефен Гулд – Эней, Элизабет Матос – Кассандра, Даниэла Барселлона – Дидона, Злата Булычева – Анна, Оксана Шилова – Асканий, Габриэль Вивиани – Хореб, Стефен Миллинг – Нарбаль, Дмитирй Воропаев – Илас, Юрий Воробьев – тень Гектора, Оркестр de la Communaute Valencienne и хор Валенсии. Дирижер – Валерий Гергиев, постановка La Fura dels Baus..