Последнее
обновление
02.08.09

Журнал любителей искусства
События фестиваля "Звезды белых ночей" 2009:

"Троянцы" Берлиоза

Традицией «Звезд» стало представлять проекты будущего сезона и уже точно спланированные и только намечающиеся. В этой связи шансы быть поставленной в Мариинском театре у единственной оперы Бетховена оцениваются 50 на 50. Хотя после отрывков, прекрасно исполненных и лишь раззадоривших слушательский аппетит, хотелось бы, чтобы они приблизились к 100.

Зато «Троянцы» Берлиоза, целиком исполненные за два вечера в Концертном зале, прозвучат точно – их постановка запланирована как копродукция 4-х оперных театров: Мариинского, Польской Национальной оперы, Оперы Валенсии и Фестивального центра Баден-Бадена. Режиссёром выступит Карлос Падрисса, один из художественных руководителей знаменитой театральной группы La Fura Dels Baus. Российская премьера спектакля запланирована на декабрь 2009 года. Готовящаяся постановка «Троянцев» Берлиоза – явление сопоставимое в своем масштабе с возвращением «Кольца Нибелунга» на Мариинскую сцену. Сравнение с тетралогией Вагнера здесь совсем не случайно: Берлиоз начал писать «Троянцев», когда услышал в 1855 году от возлюбленной Листа княгини Витгенштейн о вагнеровском плане. А поскольку с детства композитора привлекала поэма Вергилия «Энеида» - вот они издержки классического образования – то сюжет не пришлось долго искать. Стремясь превзойти Вагнера в амбициозности проекта, Берлиоз тут же засел за либретто, которое он уже в июле 1856 года послал княгине.

Хотя первоначальный толчок и исходил от «Кольца», у Берлиоза получилось совершенно не похожее на Вагнера произведение. «Троянцы» состоят из 2-х частей, каждая из которых может быть поставлена как самостоятельная опера – «Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене». Сам композитор просчитал, что представление двух частей с перерывом на обед должно занимать более 6 часов. Сам он целиком «Троянцев» так и не услышал: при его жизни были исполнены только первые три акта – «Гибель Трои». То, что Мариинский театр взялся за это самое грандиозное творение Гектора Берлиоза, не может не радовать. В данном случае счастливо сошлись несколько составляющих, которые должны обеспечить успех этому проекту. Во-первых, яркая и живописная музыка Берлиоза, которую Валерий Гергиев всегда воплощает с необыкновенной силой и проникновением: его интерпретации произведений композитора высоко ценятся во всем мире, как музыкальный руководитель он ставил оперу «Бенвенуто Челлини» не только у нас, но и на Зальцбургском фестивале. С другой стороны, концертное исполнение продемонстрировало возможности труппы. Зная, фестивальный график и отсутствие у маэстро времени на большое количество репетиций, многие ожидали услышать лишь предварительный эскиз будущего исполнения оперы. Это оказалось не так. Не только прекрасное «отделанное» звучание оркестра, но и очень интересные вокальные работы порадовали собравшихся слушателей. В центре обеих частей у Берлиоза находятся женские образы – Кассандры в первой части и Дидоны во второй. И надо сказать, что на оба вечера у театра нашлись замечательные исполнительницы этих партий. Расходясь после первого вечера, в котором прозвучала «Гибель Трои», слушатели спрашивали друг у друга, кто такая Екатерина Попова и где еще ее можно будет услышать. И действительно, ее исполнение партии Кассандры произвело яркое впечатление, но и исполнители других партий – Хореб (Алексей Марков), Эней (Сергей Семишкур) – явились украшением ансамбля. Прекрасно звучал хор, и оркестровые эпизоды произвели не меньшее впечатление. Но все же первая часть оперы Берлиоза – это прежде всего «экшн», небольшой по объему, яркий и событийный. Некоторые сцены производят неизгладимое впечатление, но нет лирических эпизодов. Во второй части сочетается и действие, и любовная драма. В партии Дидоны выступила Екатерина Семенчук, порадовавшая попаданием в образ, впечатляющим вокалом и почти безупречным французским языком. А музыка второй части производила впечатление большей глубины, но не меньшей живописности. Музыкальные картины, создаваемые композитором в этой опере, такие как изображение шторма или королевской охоты, сродни живописным полотнам Делакруа – ярки, контрастны, романтичны. А финальный Lament Дидоны принадлежит к жемчужинам меццо-сопрановой вокальной лирики. Кстати, надо поблагодарить издательский отдел театра за то, что в программки обоих вечеров было вложено полное либретто «Троянцев» (наряду с субтитрами, которыми оборудован Концертный зал, мера совсем не лишняя – опера Берлиоза пока мало знакома отечественным слушателям).

На страницу фестиваля "Звезды белых ночей" 2009