Вера Степановская

 

Viva Верди! Viva Фурланетто!

Ферруччо Фурланетто поет Верди на Гала-концерте в Тулузе

Не секрет, что Джузеппе Верди – один из самых популярных в мире композиторов. И хотя юбилейные торжества остались позади, Национальный оркестр Капитолия Тулузы решил посвятить композитору гала-концерт «Вива Верди!». Тем более, что главный дирижер Туган Сохиев в этом году отмечает десятилетие своего пребывания у руля французского оркестра, и сезон выглядит особенно празднично и интересно. Концерт был построен необычно, поскольку был сфокусирован на одном солисте – легендарном басе Ферруччо Фурланетто, представившим галерею своих любимых героев. Полноправным участником концерта стал и хор Капитолия Тулузы.

Вечер начался с одной из самых известных увертюр композитора – к опере «Сила судьбы», в которой проявились лучшие качества оркестра и дирижера. Сохиев сделал упор на ясность деталей и некоторую рафинированность – отличительные черты французского Верди. При этом оркестр впечатляюще звучал не только в чисто оркестровых фрагментах, но и развертывая эпические полотна с хором, и аккомпанируя солисту.

Ферруччо Фурланетто представил аутентичную итальянскую традицию: его фразировка, легато, распределение дыхания и, конечно, понимание стиля, - были безупречны. При этом драматический талант и эмоциональная сила певца были поставлены на службу музыке, каждая нота которой была огранена подобно драгоценности. Фурланетто начал с сумрачной арии Монаха из Первого акта «Дона Карлоса», на фоне хора, возвещающего тщету всех земных устремлений. Итальянский бас как-то признался, что хотел бы включить эту арию в свой концерт. Ведь это была его первая партия Верди вообще, спетая в 1975 году в Торино. Он жадно впитывал все, что мог получить от короля Филиппа этой постановки – Бориса Христова. И сам болгарский бас, подбадривая юного коллегу, сказал ему тогда ж, что любит исполнять арию Монаха в своих концертах. И в Тулузе у Фурланетто тоже впервые включил ее в свой сольный концерт. Ария прозвучала драматично и величественно, задав тон вечеру и продемонстрировав объем, диапазон голоса и его благородный узнаваемый тембр Фурланетто.

Зерновой зал в Тулузе

Следующий номер – ария Фиеско из «Симона Бокканегры» “A te l’estremo addio” - был хорошо знаком всем поклонникам певца: партия Фиеско одна из ключевых и самых востребованных в его репертуаре. Эту партию он где только не пел – в Вене, Париже, Милане, Нью-Йорке, Берлине… А в этом сезоне предстоит новая серия «Бокканегры» в разных городах, начиная с Санкт-Петербурга.

Фиеско в исполнении Фурланетто – это всегда яркий драматический образ, сочетающий в себе эмоциональную яростность с удивительным по красоте легато и фразировкой. Эти фразы, будто высеченные из бронзы, так впечатываются в сознание, что другого певца в этой роли уже больше не представить. При этом в концерте, исполняя арии вне действия и сюжетной канвы, Фурланетто сосредоточился прежде всего на музыкальной красоте этих фрагментов, намечая характеры узнаваемым штрихами, но сосредоточившись на красках, нюансах, музыкальной чистоте каждой фразы.

Далее наступил черед «Набукко». Бурное оркестрово-хоровое начало оперы, прекрасная переливающаяся матовыми красками голоса “Vieni, o Levita!” речетатива и арии Захарии “Tu sul labro». И как завершающий аккорд “Va pensiero” – самый известный вердиевский хор, негласный гимн Италии. Надо отметить превосходное исполнение хора Капитолия, с впечатляющей артикуляцией и дикцией, заслужившего овации зала. А концерт тем временем шел по нарастающей. Первое отделение закончилось Речитативам и арией Банко “Come dal ciel precipita”. Cовсем недавно Фурланетто исполнял эту партию в Венской опере, новая серия спектаклей предстоит в начале лета.

Второе отделение демонстрировало любимых персонажей певца. Особое чувство связывает его с Джованни да Прочидой из «Сицилийской вечерни». Это один из амбивалентных персонажей композитора – то ли патриот, то ли террорист, но чем противоречивее герой, тем интереснее его воплощение на сцене. Фурланетто пел эту партию много раз, причем и в итальянской, и во французской версии (опера была написана для Парижа). В концерте прозвучала увертюра к опере и ария «O, tu Palermo”, считающаяся одной из красивейших во всем басовом репертуаре.

После небольшого оркестрового интервала из «Отелло» наступил черед «Эрнани»: перед слушателями предстал еще один басовый вердиевский персонаж – Сильва. Фурланетто всегда делает эту роль комплексной. Сильва, пылающий местью, у итальянского баса всегда полон благородства и вызывает сочувствие.

Небольшая «Прелюдия» к «Травиате», и опять тонкая, наполненная элегическим флером игра оркестра под управлением Сохиева.

И наконец, кульминация вечера: знаменитая Ария короля Филиппа из «Дона Карлоса». А оркестр опять выступает чутким партнером певца.

Зал ожидаемо взорвался овациями, но Фурланетто подарил публике еще и Арию Аттилы на бис, и не просто, а с кабалеттой, продемонстрировав прекрасный, звучный по всему диапазону голос, эмоциональный напор и завидную выносливость: не каждый решится петь целый вечер Верди. Концерт транслировался по радио, хотелось бы, чтобы по его следам был записан и диск «Ферруччо Фурланетто поет Верди», ведь его исполнение этих ролей давно уже превратилось в легенду.