В Лахти к Сибелиусу

Зал Сибелиуса
Фото © Maarit Kytharju

В Лахти в 19-ый раз прошел фестиваль Сибелиуса. Самый известный композитор Финляндии в небольшом финском городе (население - 120 тысяч) никогда не жил, однако именно здесь возник своеобразный «байройт» Сибелиуса – монографический фестиваль, где звучит только его музыка. Нынешний фестиваль был посвящен 100-летию стран Балтии, что отразилось на составе гостей: Эстонский национальный симфоническом оркестре с легендарным дирижером Нээми Ярви и скрипачке Байбе Скриде, которая выступила в двух концертах с Симфоническим оркестром Лахти.

Симфонический оркестр Лахти или «Симфония Лахти», ка его тут называют, знаменит в мире исполнением и записью всех произведений Сибелиуса, хотя репертуар их гораздо шире. Осенью 2016-го оркестр и фестиваль возглавил Дима Слободенюк, дирижер российского происхождения, переехавший в юности с семьей в Финляндию, тут же постигавший азы дирижирования. Отсюда и кажущееся фамильярным, но удобное для финнов имя – Дима. Любопытно, что на сайте Санкт-Петербургской филармонии, где оркестр дает концерт, дирижера именуют полным именем Дмитрий. Помимо оркестра Лахти, Слободенюк возглавляет и оркестр Галисии, в прошлом сезоне состоялись его успешные дебюты с Берлинской филармонией, оркестрами Бостона и Баварского радио, в нынешнем сезоне – с Концертгебау. Дирижер с успехом выступает в Европе, Америке и Азии, только вот в России его пока можно услышать, к сожалению, нечасто. Ближайшая возможность – концерт 12 октября в Санкт-Петербурге.

Важная составляющая фестиваля – уникальный Зал Сибелиуса. Он рассчитан на 1250 мест и полностью построен из дерева (это самый большой деревянный зал в Финляндии), вставлен, как матрешка, в еще одну деревянную конструкцию, что дает нулевой уровень шумов при закрытых дверях. В зале 188 дверей, открывая и закрывая которые можно изменять параметры звучания, делая его более гулким или «сухим». Ну а снаружи – стекло, бетон и старые заводские здания мебельной фабрики. И все это как в большую раму заключено в северную природу Финляндии: вода, небо, лесистые берега, - они тут, прямо за дверью…

Это вообще уникальная черта Финляндии, когда из города можно «шагнуть» в природу и обратно. И то же самое в музыке Сибелиуса: природность человека и очеловеченность природы. Не даром, его музыку, не побывав в северной стране, - до конца не понять, а побывав, никогда не забыть этой глубокой внутренней связи. Поэтому и едут на фестиваль гости со всех концов света – прикоснуться к Сибелиусу у того источника, который питал его творчество. Примерно 40% билетов раскупается иностранцами.

Открывал фестиваль Дима Слободенюк со своим оркестром. В программе – идеальный баланс сочинений хорошо известных и раритетов: Увертюра Ля минор, которую Сибилиус написал в 1902 году для Филармонического оркестра Хельсинки, широко известный Скрипичный концерт, в котором солировала Байбе Скриде и редкая сюита «Белый лебедь».

Байба Скриде, Дима Слободенюк и Sinfonia Lahti
Фото © Maarit Kytharju

Известно, что Сибелиус был одержим скрипкой, сам мечтал стать скрипачом, не случайно, его концерт, написанный на рубеже веков, стал воплощением эпохи национального романтизма. В концерте звучала вторая, наиболее известная, версия концерта, где важную роль играет оркестр. Концерт начинается из будто из тишины (что позволяет уникальная акустика зала), как будто рябь озерной глади начинается аккомпанемент у струнных, на фоне которых солистка начинает свою лирическую мелодию. Латвийской скрипачке особенно удается лирическая сторона концерта, вторая часть раскрывается нежным меланхолическим романсом, финал пленяет упругим ритмом. В завершающей фестиваль симфонической программе Скриде исполнила и второе произведение Сибелиуса для скрипки с оркестром – Шесть юморесок.

На каждом из фестивалей звучат редкие сочинения. В этот раз – «Белый лебедь», сюита из музыки, написанной Сибелиусом к одноименному спектаклю Шведского театра по пьесе Августа Стринберга. Действие пьесы происходит в средние века, в фантастическом мире королей рыцарей и принцесс. Главная героиня – пятнадцатилетняя принцесса Белый лебедь. Для Сибелиуса это была вторая театральная работа после «Пеллеаса и Мелизанды», очень приятная, лирическая, но менее яркая, чем «Пеллеас». Не случайно, в качестве биса Слободенюк выбрал именно фрагмент первой театральной работы композитора.

Эстонский национальный симфонический оркестр под управлением своего главного дирижера Нээми Ярви
Фото © Opera+

С одной стороны, театральная музыка, прозвучавшая в первый день, дает возможность показать краски и нюансы оркестровой палитры, что Диме Слободенюку блестяще удалось с «Симфонией Лахти», с другой, душа все равно жаждет масштаба, величия интерпретации. И это было явлено во втором концерте фестиваля, когда выступал Эстонский национальный симфонический оркестр под управлением своего главного дирижера Нээми Ярви. В программе Третья и Четвертая симфонии, интерпретация классическая, четкая, эпически-величественная, налет темной меланхолии, присущий Сибелиусу не заслоняет ясности целого. На «бис» яркое, Andante Festivo c блестящими струнными.

К сожалению, не удалось послушать концерт закрытия, где в исполнении оркестра Лахти и Слободенюка прозвучали Шестая и Седьмая симфонии. Зато удалось побывать на двух концертах камерной музыки. Первый состоялся сразу же после концерта открытия в 21-00 и стоимость его была включена в основной билет. Знаете, ощущение, когда после прекрасного концерта, выплеска эмоций, не хочется расходится, хочется остаться в музыкальном круге и послушать что-то умиротворяющее, утишающее страсти. Таким произведением стало раннее фортепианное трио Ля минор, которое сам Сибелиус играл со своими близкими. Здесь его исполнило Wellamo Trio (Ану Сильвасти (ф-но), Лотта Нукасеноя (скрипка) и Илкка Ууртимо (виолончель).

Meta4
Фото © Opera+

Другой камерный концерт прошел в зале Музыкального института Лахти днем. Один из лучших квартетов Финляндии Meta4 играл струнный квартет Сибелиуса “Voces intimae”. В составе квартета (кстати, победителя Конкурса Шостаковича во время оно) собрались интересные музыканты, с сольными и камерными карьерами, помимо всего: Антти Тикканен (скрипка), Минна Пенсола (скрипка), Атта Килпелайнен (альт) и Томас Джупсйобака (виолончель). Перед концертом каждый из них на финском и английском сказал несколько слов, зал погрузился в темноту и прозвучал сам квартет, ярко, страстно драматично. Скрипачи и альтист играли стоя, и в самом действе было что-то от шоу.

Фестиваль Сибелиуса подарил яркие впечатления и очередные открытия. Но особенно приятно, что оркестр фестиваля «Симфония Лахти» едет к нам, в Санкт-Петербург, где под управлением своего главного дирижера Димы Слободенюка даст концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии 12 октября.