Вера Степановская


Рихард Вагнер и Филармония

Настоящая заметка посвящена роли Санкт-Петербургской филармонии в приобщении слушателей к музыке Рихарда Вагнера, она родилась как отклик на предыдущую публикацию и имеет два аспекта: пребывание самого Вагнера в Петербурге, концерты в зале Дворянского собрания и исполнение музыки немецкого гения в Большом зале Филармонии . Публикация стала возможна благодаря уникальным материалам, хранящимся в библиотеке Санкт-Петербургской филармонии. Статья не претендует на полноту, являясь лишь первым подходом к теме.

Знакомство петербургской публики с музыкой Рихарда Вагнера в авторском исполнении произошло в марте 1863 года в стенах зала Дворянского собрания во время приезда композитора с концертами в Москву и Петербург. Они имели у публики огромный успех. Сам Вагнер остался доволен приемом, оказанным ему в России. "Самый оркестр, который я собрал вокруг себя в большом и прекрасном зале дворянского собрания, - писал он в "Мемуарах", - доставил мне величайшее удовлетворение. Он состоял из 120 избранных музыкантов: большей частью это были знающие свое дело художники, обычно играющие в оркестре итальянской оперы и балета и радостно вздохнувшие теперь, когда им представилась возможность заняться более благородной музыкой под таким управлением как мое".

[Image]Горячий прием слушателей и значительный финансовый успех побудили Вагнера дать концерты в Императорской опере и опять в зале Дворянского собрания по возвращении из Москвы , где он не был удовлетворен исполнением своей музыки. (Особенное раздражение вызывал у композитора "русский тенор, являвшийся на репетиции в красной рубахе, чтобы выразить свою патриоти-ческую антипатию к моей музыке, и певший по-русски песни Зигфрида усвоенной им пошлой итальянской манерой"). Одним из горячих поклонников Вагнера, способствовавшим органи-зации концертов, был А. Серов. "Ничто не может сравниться с той забот-ливостью, - писал композитор, - с какой он старался мне оказывать всяческую помощь. Он хлопотал о переводе на русский язык текстов тех отрывков, которые были выбраны для пения из моих опер, а также моих разъяснительных программ. Он оказал мне также чрезвычайно полезное содействие при выборе подходящих певцов. За все это он чувствовал себя достаточно вознагражденным, присутствуя на репетициях и концертах. Я всегда видел перед собой его сияющее лицо, действовав-шее на меня бодрящим образом".

После того, как композитор освятил зал Дворянского собрания своим присутстви-ем, его музыка будущую филармонию уже не покидала. Но с конца 19 века оперы Вагнера обрели в Петербурге сценическую жизнь, как в постановках гастролирующей труппы А. Неймана, так и в первых отечественных. На сцене Мариинского театра в начале ХХ века шли почти все оперы композитора. И конечно на этом фоне исполнения симфонических отрывков, сцен из опер потерялись.

[Image]Отто Клемперер

Картина меняется после революции, когда организуется Филармония. В 20-30 годы оперы Вагнера еще присутствуют на сценах театров, но в них ищется созвучный времени смысл, они зачастую искажаются грубыми режиссерскими решениями, следующими социальному заказу. Рискну предположить, что подлинный Вагнер во всей глубине своих философских концепций и мистических озарений, пускай представленный отрывочно, присутствует лишь на концертной эстраде, прежде всего в Филармонии. (Исполнения вагнеровской музыки в зале Капеллы все равно осуществлялись филармоническим оркестром).

[Image]Ф.Штидри - главный дирижер филармонии.

Вагнера исполняют как выдаю-щиеся отечественные дирижеры, так и знаменитые гастролеры, носители подлинных вагнеровских традиций. Уже первый руководитель филармо-нического оркестра - Эмиль Купер был подлинно вагнеровским дирижером. Не следует думать, что музыка компози-тора в эти первые сезоны присутствует лишь всем известными симфоническими отрывками (хотя безусловно и ими. Один лишь Полет валькирий прозвучал в Большом зале много больше ста раз) - но исполняются сцены из опер, отрывки с участием певцов, хоры - то, что уже давно стало филармоническим раритетом. И главное - звучат целые акты из опер.

По каталогу исполнения музыки Вагнера, находящемуся в Филармонии стало возможным восстановить хронограф этих исполнений (приводим лишь исполнения опер целиком или отдельных актов).

1925 "Валькирия", I акт. Дирижер - В. Бердяев. Солисты: Добрынина, Мильк, Куклин

"Валькирия", I акт. Дирижер - Д. Дранишников. Сол.: Ершов, Изгур, Белянин

1925 "Лоэнгрин". III акт. Дирижер - В. Бердяев.

1928 "Тристан и Изольда". II акт. Дирижер - Н. Малько. Сол.: Куклин, Павловская, Преображенская, Плешаков, Тихий

1929 "Парсифаль". Вступление, сцена Грааля и III акт. Дирижер - О. Клемперер.

Сол.: Давыдова, Куклин, Плешаков, Сливинский. Хор Капеллы.

1930 "Гибель богов", III акт. Дирижер - Д.Дранишников. Сол.: Витлин, Кузнецова, Лисовская, Межерауп, Касторский, Куклин.

1933 "Тристан и Изольда". III акт.

Дирижер - Ф. Штидри. Сол.: Ершов, Акимова, Андреев, Пядышева, Бутягин, Боровский.

1934 "Летучий голландец" (тогда назывался "Моряк-скиталец") Исполнялся полностью, трижды в 1934 г., повторен в 1935 и в 1936 гг. Все - под управлением Ф. Штидри.

Отвлечемся на время от статистики и попробуем воскресить эти концерты, пролистывая страницы газетных рецензий.

Концертное исполнение оперы было отмечено критиками как крупная удача. Вот что например писал И. Соллертинский в "Известиях" от 22 октября 1934 года: "Исполнение оперы следует признать образцовым. Как превосходный педагог, Штидри проделал большую работу и с певцами, и с хором, и с оркестром, прозвучавшим мощно и подъемно. Как дирижер Штидри как бы "театрализовал" партитуру, подав ее с такой пластической рельефностью, что отсутствие сценического оформления почти перестало ощущаться.

Из крепкого коллектива певцов надо выделить Вихленеву - глубоко лирическую Сенту - и молодого певца Виттельса, с бесспорным вокальным мастерством и большим внутренним драматизмом спевшим партию таинственого голландского капитана".

Мастерство Штидри отмечают и другие рецензенты. "Замечательный мастер, соединивший в себе мудрую скупость и пластичность дирижерского жеста с изумительным проникновением в сущность партитуры, - пишет о нем "Правда". Наверное, естественно, что главным героем концертного исполнения оперы становится дирижер и оркестр. "Вокальный состав держался на том же уровне стилистической полноценности, но по личным свойствам участников он все же далеко на был истинно вагнеровским", - отмечает В. Богданов-Березовский.

К концерту Филармонией была выпущена брошюра с очерком Соллертинского и полным либретто оперы. "В течение троекратного исполнения (в 1934 г. - В.С.) "Моряка-скитальца" зал Филармонии был переполнен, и слушатели проявляли глубокое внимание к незаслуженно забытому произведению Вагнера", - свидетельствует В. Музалевский.

1936 "Парсифаль", II акт. Дирижер - Ф. Штидри. Сол.: Андреев, Ковальский, Григорьева, Каравашкова, Коромина, Красовская. Хор Капеллы.

1937 "Валькирия", I и III акт. Дирижер - Ф. Штидри. Сол.: Батурина, Белунина, Ивницкая, Кашеварова, Комиссарова, Мшанская, Розен, Сафонова, Аббакумов, Аграновский, Плешаков (Исполнена дважды в этом составе)

1941 "Валькирия" I акт, 4-я сцена II акта, 3-я сцена III акта Дирижер - В. Небольсин

1968 "Тристан и Изольда". II акт. Дирижер - Н. Рабинович. Сол.: Фринберг, Заринь, Андерсон, Ахвердиев, Швецов, Калиновский (Исполнена дважды)

"В трактовке Р.Фринберг и К.Зариня открылась иная, менее привычная сторона вагнеровской музыки - она была исполнена очень лирично, светлым звуком, без форсировки, ставшей чуть ли не обязательным атрибутом вокального стиля Вагнера ", - писала А. Кенигсберг в статье "Возрождение забытого шедевра". - Не потребовалось никаких специфических вагнеровских голосов с "металлическим" звуком, никакой особой мощной и грузной манеры пения с выделением рубленых, отрывочных, подчеркнуто речитативных фраз. Наоборот, музыка "Тристана" предоставила неограниченные возможности для широко распевной лирики с красивой протяженной вокальной линией, с множеством тонких нюансов".

1979 "Золото Рейна" Дирижер - Ю. Симонов. Сол.: Ковалева, Миглау, Терюшнова, Григорьев

1980 "Валькирия" I акт. Дирижер - Ю. Симонов

По этой статистике видно, что исполнения больших отрывков или концертное исполнение вагнеровских опер с середины 30-х гг. становятся крайне редким. Это связано прежде всего с идеологическими причинами. Вот, например, что пишет рецензент в "Вечерней Красной газете" от 15 февраля 1933 года в статье, посвященной юбилейному вагнеровскому концерту (к 50-летию со дня смерти), которым дирижировал А. Гаук: "От программы юбилейного вагнеровского концерта можно было ожидать большей вдумчивости". Главный недостаток , по мнению В. Х-на, - не был выявлен "политический аспект присущей Вагнеру революционности. Все уводило слушателя в сторону мистических переживаний". Эти заявления по тем временам были не вполне безобидны, и несмотря на это Вагнер продолжал присутствовать в Филармонии. Это во многом связано с любовью и глубоким пониманием музыки немецкого гения тех, кто возглавлял тогда Филармонию и ее оркестр. С 1934 года оркестром Филармонии руководил Ф. Штидри, а когда он вынужденно покинул Советский Союз, художественным руководителем и главным дирижером стал Е. Мравинский. В программах последнего Вагнер присутствовал постоянно. Исполнение музыки великого немецкого композитора приветствовал и художественный руководитель Филармонии И. Соллертинский, чьему блестящему перу принадлежат очерки о вагнеровских операх.

[Image]Распространено мнение, что в годы войны музыка Вагнера в силу политических причин не звучала, но в Филармонии она исполнилась и в это время. В новосибирской эвакуации Мравинским было исполнены три больших вагнеровских программы (по отделению в концертах 1941-42 гг.) Вступительное слово к одному из этих концертов сделал Соллертинский (31 октября 1942 года. Исполнялись Четвертая симфония Брамса, увертюры к "Риенци " и "Тангейзеру" и Шелест леса из "Зигфрида"). Сохранились программы этих концертов, равно как и тех, где Вагнер присутствовал эпизодически. Например, в одном из концертов 1942 года Курт Зандерлинг исполнял увертюру к "Летучему голландцу".

Об интерпретации Вагнера Мравинским следует сказать особо. Он обращался к его творчеству на протяжении всей своей жизни, и если в последние годы число исполнений им Вагнера уменьшилось ( скажем, в 80-е годы в Большом зале было лишь два концерта Мравинского, с вагнеровской программой в одном отделении, но ведь и выступал он в это время не более двух раз в год). Зато какой глубиной, масштабом, духовностью были наполнены его интерпретации.

                                                                 [Image]                           [Image]

                                 Вернуться к содержанию журнала /   Перейти к следующей странице