Олег Хмельницкий


Общество Вагнеровского искусства в двадцатых годах в Петербурге - Ленинграде

(страницы музыкальной жизни города)

В 1923 г. группа лиц, фанатично преданная творчеству Вагнера, решила восполнить недостаток исполнения творений великого композитора на сцене и организовала в Петрограде "Кружок любителей Вагнеровской музыки" с целью приобщения публики к его творчеству.

[Image]Инициатором создания такого сообщества явился мой отец - профессор архитектуры К.А. Хмельницкий, страстный любитель музыки, вагнеровской в особенности. Имея музыкальное образование, он часто собирал в своей квартире певцов и музыкальных деятелей. Его инициатива была подхвачена концертмейстером пианистом Валентином Федоровичем Ивановым и группой вокалистов. 1.06.1923 г. "Кружок" принял предварительный устав, в котором ставил своей целью камерное исполнение опер Вагнера, в первую очередь, тетралогии "Кольцо Нибелунга".Кружок стремился исполнить оперы в "законченной, высокохудожественной форме". Члены Кружка обязывались посещать репетиции и утверждали своей подписью обязательство работать для осуществления поставленных задач.

. Участник кружка профессор А.В. Сапожников, будучи в служебной командировке в Германии, посетил Байройт, возложил венок на могилу композитора, беседовал с Козимой Вагнер и передал ей, как продолжательнице дела Вагнера, приветствие от Кружка. Она вручила Сапожникову для петроградского Кружка портрет Рихарда Вагнера с благодарственной надписью и словесным приветствием от себя и от сына Зигфрида. Этот портрет с надписью Козимы Вагнер "Mit vielem Dank" я храню как реликвию.

Кружок подготовил и 11.06.1924 г. дал в камерном исполнении целиком оперу "Золото Рейна" в зале "Кружка друзей камерной музыки" (Невский пр., 52). Роль оркестра, в переложении К. Клиндворта для фортепьяно, выполнял В.Ф. Иванов. В.К. Зеленский пел партию Логе. Концерт вызвал большой интерес. Журнал "Жизнь искусства" откликнулся положительной рецензией, где говорилось, что "вагнеровская студия" прекрасно разучила оперу, большинство артистов показало хорошие голосовые данные и выразительность исполнения. (1)

Именно этот концерт дал основание С.Ю. Левику отметить удачное начинание "энтузиаста пропаганды Вагнера Валентина Иванова". (2)

Однако после этого концерта у В.Ф. Иванова и В.К. Зеленского возникли разногласия с К.А. Хмельницким, они вышли из Вагнеровского кружка, и не принимали участия в дальнейшей его работе.

Но влились новые силы. По инициативе К.А. Хмельницкого "Кружок" оформился в "Общество Вагнеровского искусства" с расширенными задачами. 23.01.1925 г. оно было юридически утверждено в Художественном отделе Главнауки Наркомпроса. 5.04.1925 г. собрание членов Общества избрало Правление: К.А. Хмельницкий - председатель, В.П. Коломийцов - зам. председателя, В.Г. Каратыгин, Г.А. Косяков и В.В. Минервин - члены правления. На 1.05.1925 г. в Обществе состояло более 50 человек: артисты-певцы, 6 концертмейстеров, 5 пианистов. В сведениях об Обществе, переданных тогда же в редакцию газеты "Известия", указывалось, что разучивание опер Вагнера будут вести: концертмейстер академической оперы дирижер С.В. Ельцын, концертмейстеры Н.А. Сасс-Тисовский, В.В. Великанов, Е.Д. Лебедев. Народный артист СССР И.В. Ершов и профессор Консерватории М.В. Юдина дали согласие быть консультантами. Обязанности секретаря общества взял на себя профессор Ленинградского университета Н.А. Гредескул.

Общество ставило своей задачей путем серьезного и любовного изучения опер Вагнера, "углублением во все тонкости музыкального рисунка достичь высшей согласованности музыки с текстом и передачи всеми артистами духа вагнеровской музыки". Камерным исполнением Общество стремилось приблизить музыкальные сокровища вагнеровского наследия к широким массам трудящихся. Учитывая сложность музыки Вагнера, насыщенной глубокими переживаниями, богатством и борьбой идей, трудность для неподготовленного слушателя восприятия грандиозного театрального представления, где человеческие судьбы облечены в легендарно-мифические формы, камерное исполнение сопровождалось пояснительными беседами, осуществляющими художественно-педагогическую задачу подготовки слушателя к театральному восприятию опер Вагнера. Кроме того учитывалась редкость и отрывочность постановок музыкальных драм Вагнера даже в Москве и Ленинграде, не говоря уже о других городах. Для исполнения было выбрано "Кольцо Нибелунга" как величайшее музыкально-драматическое произведение, в то же время наиболее трудное и крайне редко доступное для рядовых посетителей оперных театров.

Особенности исполнения соответствовали поставленным задачам. Ансамбль был увеличен до двух роялей, "непроизвольная жестикуляция подчинена режиссуре и разработанный жест отграничен от сценического движения". Выступающий певец "оживлялся легким световым выделением". К.А. Хмельницкий разработал лекционные выступления к каждому концерту. В Художественный совет Общества был включен академик архитектуры профессор Академии художеств Георгий Антонович Косяков. Он горячо одобрил идею демонстрации во время антрактов световых картин, иллюстрирующих исполняемые произведения и, вместе со своими учениками, заготовил 40 диапозитивов-иллюстраций к "Золоту Рейна", создал проект единого театрализованного костюма для певцов и певиц (к сожалению, из-за недостатка средств в полной мере это не удалось осуществить).

С октября 1924 г. по май 1925 г. Общество подготовило полностью "Золото Рейна" и "Валькирию" с двойным составом исполнителей. Оперы давались в переводе В.П. Коломийцова, который посещал репетиции. В.В. Великанов аранжировал партитуру "Золота Рейна" для двух роялей. Он и Николай Андреевич Сасс-Тисовский руководили певцами в этой опере. "Валькирию" вел Евгений Дмитриевич Лебедев, знавший ее наизусть. Сергей Витальевич Ельцын начинал разучивать "Полет валькирий" с певцами, в дальнейшем он передал работу Б.Д. Лебедеву. Как старший товарищ он консультировал В.В.Великанову и Е.Д. Лебедеву, тогда еще начинающих концертмейстеров. Партитуру "Валькирии" на двух роялях исполняли по клавирам К. Клиндворта Е.Д. Лебедев и пианистка Н.В. Асякаева. Весь состав певцов и руководителей работал с увлечением.

16 и 23 мая "Золото Рейна", 17 и 24 мая 1925 г. "Валькирия" были исполнены силами "Общества Вагнеровского искусства" в зале Академической капеллы. Цена билетов была от 40 коп. до 2 руб. Перед каждым концертом Хмельницкий говорил вступительное слово. Концерты имели успех, вызвали живой интерес слушателей.

Они были повторены в зале "Кружка друзей камерной музыки": "Золото Рейна" 2 июня, "Валькирия" - 5 июня того же года, с теми же пианистами, с повторением вступитвльных слов К.А. Хмельницкого. Состав певцов был почти тот же, с небольшими изменениями. Так, в мае партию Вотана исполнял З.Я. Аббакумов, в июне - С.А. Васильев; соответственно партию Эрды - К.Ф. Комиссарова, потом Е.А. Радзиловская, были и некоторые другие дублирующие замены.

Общество Вагнеровского искусства надеялось через год представить слушателям все "Кольцо Нибелунга" и выпустить абонементы на все 4 оперы тетралогии.

Отзывы прессы на эти концерты оказались пестрыми. Рецензенты признавали "голод" слушателей по редко исполняемым театрами операм Вагнера, признавали право за Обществом Вагнеровского искусства знакомить слушателей с "титаническим дарованием Вагнера". Эта весьма трудная и почетная задача выполнялась "в самом тщательном и любовном камерном исполнении". Аранжировка Великанова признавалась удачной. Отмечалась хорошая проработанность опер певцами, "составившими отличный общий ансамбль".

В то же время рецензенты Б. Новицкий и В. Музалевский считали, что камерное исполнение "обескровливает" Вагнера, не может дать представление о симфонической красочности его музыки. "Музыканту, хорошо знающему Вагнера и ассоциирующего его творения с определенными звучностями", со сценическим действием, кажется даже, что камерное исполнение оперной музыки "удаляет" слушателя от понимания Вагнера.

Рецензенты явно "ломились в открытую дверь". Во всех заявлениях руководителей Общества Вагнеровского искусства, в том числе в публичных выступлениях К.А. Хмельницкого, говорилось, что "не могло возникать и мысли заменить роялем чудесную симфоническую ткань оркестра", а "световыми картинами - сценическое действие". Камерное должно было подготовить слушателя к театральному восприятию Вагнера, а для исполнителей и любителей было способом углубленного теоретического изучения музыки композитора. Последнее признавалось и рецензентами, как "уместное в стенах музыкального учебного заведения". Художественно-педагогическое значение камерного исполнения оперной музыки отстаивали и Каратыгин и Левик. ("Жизнь искусства", 1924 г., N№ 27, с. 15-16).

Дальнейшая работа Общества Вагнеровского искусства встретилась с большими трудностями. Умерли входившие в правление В.Г. Каратыгин и Г.А. Косяков. Сопровождение концертов световыми картинами в дальнейшем не могло осуществляться. Выступавшие в концертах Общества артисты и концертмейстеры тратили очень много времени на репетиции, а вознаграждение от концертов в самой незначительной доле компенсировало затраченный труд.

К 1926 г. сократилось число членов Общества. Пришлось сузить программу концертов. После тщательного разучивания Н.А. Сасс-Тисовским пролога к "Золоту Рейна", а Е.Д. Лебедевым 1 акта "Валькирии", они были исполнены, с частично измененным составом вокалистов, в концерте 24.03.1927 г. в зале "Кружка друзей камерной музыки" в сопровождении одного рояля. Делалась попытка под руководством Е.Д. Лебедева разучить "Лоэнгрина", но не удалось подобрать требуемый состав исполнителей.

В дальнейшем удалось дать еще 3 концерта из уже освоенной части "Кольца Нибелунга". Концерт 36.03.1929 г. в Ленинградском Доме Красной Армии повторял программу концерта 1927 г.

5.05.1929 г. в Московско-Нарвском Доме культуры был дан массовый концерт: пролог к "Золоту Рейна" и целиком III акт "Валькирии". За роялем была С.С. Полоцкая-Емцова. 11.01. 1930 г. эта последняя программа была повторена в Клубе научных работников (Мойка, 94). Кроме того, состоялись немногие выступления, организованные К.А. Хмельницким, со смешанной программой - из отрывков разных опер Вагнера в рабочих клубах. Каждая замена вокалистов и пианистов требовала нового тщательного разучивания. Так, в 1929 г. было 147 репетиций. Они проходили в квартире К.А. Хмельницкого (Мучной пер.,1), не жалевшего усилий и даже затраты личных средств на продолжение работы Общества. Перед каждым концертом он говорил вступительное слово - в личном архиве сохранились многочисленные выписки из сочинений Вагнера и литературы о нем, конспекты выступлений. В них давалась характеристика Вагнера как композитора, поэта - автора текста либретто музыкальных драм, философа; говорилось о значении его музыкального наследия, о постановках его опер в Байройте (до первой мировой войны К.А. Хмельницкий посещал Вагнеровский фестиваль). В 1930 г. были подготовлены выступления, посвященные смерти вдовы композитора Козимы Вагнер и его сына 3игфрида Вагнера. Освещалась их деятельность в Байройте. Отмечались противоречия в идеологии Р.Вагнера и прогрессивные черты его наследия. Подобного рода коментарии диктовались тем, что страна погружалась в эпоху коммунистического тоталитаризма и разгула антирелигиозной пропаганды. В Вагнере видели композитора, предавшего революционные идеалы и скатившегося на позиции религиозной мистики, несовместимой с идеологическими догмами, внедрявшимися в сознание народа. В это время организовывались Государстввнные союзы писателей, музыкантов, художников,

находившиеся под жестким контролем идеологических ведомств государства и коммунистической партии.

Помню, как в 1930 г. в нашу квартиру явились какие-то люди и долго беседовали с отцом в его кабинете. Когда они ушли, побледневший отец сказал: "Ну, вот и все. Общество будет закрыто". Действительно, это был фактический конец существования общества, объединявшего энтузиастов творчества Вагнера, конец благородного служения музыке.

А спустя некоторое зремя в городской газете "Смена" была помещена подборка статей о неблагополучии на идеологическом фронте. В издевательском тоне критиковались многие музыкальные добровольные общества. В их числе общество немецкой музыки, которое возглавлял органист Петрикирхе. Указывалось, в частности, на непозволительность исполнения духовной музыки Генделя, Баха и других великих немецких композиторов. А под заголовком "Марксизм непременим к Вагнеру" была подвергнута уничтожающей критике деятельность "Общества Вагнеровского искусства", которое возглавлял мой отец. Оказывается, проверяющие деятельность Общества партийные функционеры, подчеркивая, по их мнению, реакционность творчества композитора, настойчиво просили ответить им, можно ли увязать марксизм с Вагнером. На что мой отец резонно ответил , что не знает, как привязать идеи марксизма к Вагнеру. Это и послужило причиной такого хлесткого названия короткой статьи, которая поставила точку в жизни Общества. А потом опечатали все документы, изъяли печати и сняли с дверей нашей квартиры доску с указанием офиса общества. Оно было ликвидировано. Несколько раз мой отец был вынужден давать объяснения в соответствующих службах. К счастью, на этом дело и закончилось. Умер он естественной смертью во время войны во время блокады Ленинграда.

Общество Вагнеровского искусства просуществовало 7 лет, с 1923 по 1930 г. За это время в его работе приняло участие 90 музыкантов и музыковедов. Некоторые из них оставили заметный след в развитии советской культуры. Многие вокалисты и пианисты, являвшиеся членами Общества успешно выступали на оперной сцене и на концертной эстраде. Среди них было немало начинающих музыкантов, для которых эта работа оказалась хорошей школой.

Общество Вагнеровского искусства не смогло целиком выполнить своих больших задач, оказавшихся непосильными для добровольной, сравнительно небольшой группы энтузиастов в те трудные годы в России.

Но старания представителей творческой интеллигенции Петербурга-Ленинграда нести большое искусство в народ, их бескорыстное стремление на высоком исполнительском уровне показать музыкальное наследие Рихарда Вагнера заслуживает того, чтобы быть отмеченным в нашей памяти.

1. "Жизнь искусство", 1924 г.,М27, с.15-16. Рецензия В.К. (вероятно, В.Г.Каратыгина)

2. С.Ю.Левик. Четверть века в опере. 1970. с.166


                                                                                                      

                                Вернуться к содержанию журнала  /   Перейти к следующей странице