Памяти Майи Плисецкой

В этом году, 20 ноября Майе Плисецкой исполнилось бы 90 лет. Великая балерина не дожила до юбилея, она ушла 2 мая. Творческая жизнь Майи Михайловны Плисецкой была связана с Большим театром, там состоялся большой гала-концерт. Но помимо этого она была личным другом Валерия Гергиева и Мариинского театра, вместе со своим супругом Родионом Щедриным многократно приезжала на фестивали, концерты и спектакли театра. В последние годы сложился эффект ее личного присутствия, очень важный для театра, ее любила и всегда горячо приветствовала публика, а сама она была по-прежнему красивой и стройной. И вот ее не стало. И Валерий Гергиев посвятил ей особый концерт, в котором присутствует сама Майя Плисецкая на экране в фильме Мориса Бежара «Морис Равель – Болеро». Она танцует на экране, живая, великая, неповторимая, а оркестр Мариинского театра аккомпанирует ей в зале. Эта программа была исполнена летом на фестивале в Вербье, потом она прозвучала в Приморском театре оперы и балета во Владивостоке и 18 ноября в Москве, в концертном зале Чайковского, а 27 декабря будет представлена в Санкт-Петербурге.

Концерт в московском зале Чайковского открылся исполнением Adagietto Малера из Пятой симфонии, музыкой, в которой соединен экстаз любви и печали. Известно, что сам композитор использовал ее в качестве признания своей будущей жене Альме, с появлением фильма Лукино Висконти Adagietto стало жить своей отдельной жизнью и сделалось практически самостоятельным произведением, а в 1973 году было использовано в балете Ролана Пети «Гибель розы», поставленного специально для Майи Плисецкой. И эта музыка как изъявление непреходящей любви и символ прощания прозвучала в интерпретации Гергиева, наполненной щемящим чувством утраты и стала идеальным началом концерта.

Потом прозвучала «Кармен-сюита» Ж.Бизе – Р.К.Щедрина. Премьера этого одноактного балета состоялась на сцене Большого театра в 1967 году, балет был поставлен кубинским хореографом Альберто Алонсо специально для Майи Плисецкой. Родион Щедрин мастерски перекомпоновал музыку оперы для балета, предельно сжав материал до тринадцати номеров балетной сюиты. Изменился и тембральный состав оркестра: струнные и усиленная ударная группа звучат в нем в духе XX века. Партитура Щедрина заняла прочное место и на симфонической эстраде. И в этот день она была с блеском исполнена Валерием Гергиевым и оркестром Мариинского театра. Как только отзвучали последние ноты «Кармен-сюиты», раздался возглас «Браво Щедрин!».

И вот наконец настал черед для выхода главной героини. Морис Равель сочинил «Болеро» для выдающейся танцовщицы Иды Рубинштейн в 1928 году, но сразу же едва ли не большую известность это произведение завоевало на симфонической эстраде. Музыка «Болеро» завораживает. Да, это танец, как писал сам композитор «в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причем ритм непрерывно отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым крещендо». И при этом это блестящая оркестровая пьеса, эффект которой строится во многом на харизме дирижера.

«Болеро» стал одним из первых балетов, поставленным Морисом Бежаром для своей бельгийской труппы «Балет XX века». В 1975 году для съемок фильма-балета была приглашена Майя Плисецкая. И кадры старой пленки навеки запечатлели гений хореографа и балерины. На концерте фильм транслировался на большом экране под живой аккомпанемент оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева.

Сначала мы видим пластичные руки, движение кисти. Постепенно свет высвечивает женскую фигуру, начинающую свой танец на высоком овальном подиуме. Постепенно луч света выхватывает сидящий мужской кордебалет, пробужденный танцем главной героини, включающийся в балет, но по-прежнему и до конца отделенный от нее. Движения становятся все более страстными, экстатическими, нарастает эротическое напряжение, и вот она уже протягивает руку к нам в зал, как бы вовлекая в свой ритуал. И наконец, когда музыка достигает своего катарсиса и сдвиг тональности неожиданно бросает мелодию в пропасть, героиня падает, будто отдаваясь миру. Впечатление было ошеломляющим и пронзительным одновременно. У всех на глазах были слезы, в том числе и у самого Валерия Гергиева.

А с экрана сияло лицо Майи, но не такой, какой она была и осталась в балете Бежара, а такой, какой мы все ее помним во время ее визитов в Мариинский театр.

27 декабря Мариинский театр повторяет программу «Памяти Майи Плисецкой» с той только разницей, что «Кармен-сюита» будет представлена как балет, и главную партию в нем будет танцевать Диана Вишнёва. Кроме этого в этот же день в камерном зале Щедрина в Мариинском-2 начинается серия кинопоказов, где будут представлены не только документальные фильмы о великой балерине, но и телеверсии балетов, с ее участием. В декабрьские и январские дни публике будут представлены двенадцать кинопоказов.

Видеозапись концерта

Афиша кинопоказов