Шаляпинский фестиваль в Казани

"Царская невеста". Сцена из спектакля.
Фото Фото предоставлено фестивалем.

В Казани в 37-ой раз прошел традиционный Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина.

На сей раз старейший оперный форум вобрал в себя сразу несколько памятных дат - 145-летие Казанской оперы, 80-летие Татарского оперного театра, - став еще частью официальной программы Года театра в России.

По традиции фестивальную программу открыла премьера – «Царская невеста» в постановке давно и успешно сотрудничающего с театром Михаила Панджавидзе. Не выходя за рамки сугубо традиционного спектакля, режиссер смог создать исторический блокбастер и наполнить его огромным количеством бытовых деталей, ни одна из которых не была проходной. Недаром во время увертюры возникает киношная черно-белая видеозаставка с названием и именем композитора – к кинематографу в постановке отсылало многое. Помогала в реализации замысла и впечатляющая декорация художника Гарри Гуммеля (Германия), который воспроизвел на сцене деревянную Александровскую слободу. Она поворачивалась то палатами Григория Грязнова в разрезе, то улицей с маленькой надвратной церквушкой с позолоченными куполами, теремом Собакиных, фахверковым домиком лекаря Бомелия с черепичной крышей, с глухими заборами купеческих и боярских усадеб. Этот подвижный мир, который зритель видел в разных ракурсах, был уютен, патриархален и историчен. Несколько большую вольность позволила себе художник по костюмам Нина Гурло: женские наряды с рукавами-буфами и головными уборами, больше напоминающими татарские национальные уборы, нежели русские кокошники, вполне могли бы быть представлены на подиуме модного показа, опричники же были одеты в единую черную форму казаков, жандармов или черной сотни с волчьими хвостами на плече. Дополняла визуальное впечатление ненавязчивая световая партитура московского художника Сергея Шевченко, проецируемая на прозрачный занавес, отделявший сцену от зала на протяжении всего спектакля.

"Царская невеста".Станислав Трифонов Грязной),
Екатерина Сергеева (Любаша).
Фото предоставлено фестивалем.

Театр ориентируется на свою публику, поэтому постановки всегда «рассказывают» сюжет, и Михаил Панджавидзе делает это виртуозно, хоть и несколько приземленно. Режиссер домысливает общение Грязного и Лыкова, дополняя его банькой, в которой герои парятся и прорубью, куда опричник сбрасывает зарезанного соперника, - сцену убийства героя мы видим во время вступления к IV действию. Все эти детали дали спектаклю историческую достоверность, но подлинную жизнь в него вдохнули герои-певцы. Шаляпинский – это прежде всего фестиваль певцов, в этом году собравший солистов из семи театров России и ближнего зарубежья. Грязного оба вечера пел солист Большого театра Республики Беларусь Станислав Трифонов – артист фактурный, с большим голосом и прекрасной дикцией, исполнение этой же роли в Минске было отмечено Национальной театральной премией Республики Беларусь. Любашу пела солистка Мариинского театра Екатерина Сергеева, вложившая подлинную страсть в исполнение. В партии Лыкова выступили солист московской «Новой оперы» Богдан Волков и Сергей Семишкур из Мариинского театра. Герой Волкова был чист, неискушен и наивен, у Семишкура же он взрослел и обретал внутренний стержень. Примечательно, что роль главной героини – Марфы Собакиной исполнили солистки Татарского театра Гульнора Гатина и Венера Протасова, обе с прекрасными голосами. Запомнились и второстепенные персонажи: Бомелий - Максим Остроухов, Собакин - Михаил Казаков и Михаил Светлов, Домна Сабурова - Елена Витман, Малюта Скуратов - Олег Мельников и Ирек Фаттахов. Продирижировал спектаклем Ариф Дадашев из Москвы.

Особая тема фестиваля – оперы на восточный сюжет: «Турандот», «Аида», в этом же ряду и «Мадам Баттерфляй». Тот же Михаил Панджавидзе использовал интересный ход, опираясь на реальную историю прототипа главной героини. Ее сын был увезен в Америку, где закончил университет, но вернулся в родной Нагасаки как раз в канун Второй мировой войны. Став свидетелем ядерной бомбардировки родного города и не в силах перенести ужас произошедшего, он покончил с собой. И у Панджавидзе вся история «Баттерфляй» дана через призму воспоминаний сына. Впрочем, режиссер пользуется этим приемом осторожно, и присутствие выросшего сына (артиста балета Дмитрия Строителева) в некоторых эпизодах не становится назойливым, но усиливает трагедию самой Баттерфляй в прочувствованном исполнении Гульноры Гатиной. Пинкертона впечатляюще спел Хачатур Бадалян из «Новой оперы», Шарплеса – Владимир Целебровский из «Санктъ-Петербург Оперы». За пультом был главный дирижер Татарского театра Ринат Салаватов.

Еще один пласт репертуара фестиваля – оперы, связанные с именем Шаляпина. В «Евгении Онегине» великий певец впервые вышел на сцену в роли Зарецкого. Сейчас же на афише привлекали имена восходящих звезд, солистов Большого театра Игоря Головатенко и Анны Нечаевой, которые сразу после Казани отправились в Вашингтон, чтобы исполнить эти же партии по другую сторону океана. Но и весь ансамбль исполнителей был хорош: Ленский – Алексей Неклюдов, Ольга – Екатерина Сергеева, Ларина – Александра Саульская-Шулятьева, Няня – Елена Витман, Гремин – Михаил Казаков. За пультом и в этот раз стоял главный дирижер Татарского оперного театра Ринат Салаватов.

Практически целый месяц казанская публика жила оперой, стоячими овациями принимая своих и приглашенных солистов. А завершили фестиваль два большой Гала-концерта.