Вера Степановская

 

Савонлинна в год столетия Финляндии

Фото Алена Кузнецова/Опера+

Престижный Оперный фестиваль в Савонлинне отметил 100-летие независимости Финляндии, представив собственную программу из четырех опер: мировую премьеру «Замка на воде» Саллинена, его же «Куллерво», «Похищение из сераля» Моцарта и «Риголетто» Верди. По тридцатилетней традиции гостями фестиваля во второй половине июля – начале августа станут Большой театр с «Иолантой» и концертным исполнением «Евгения Онегина», а также Мадридский Театр Реал с «Пуританами» Беллини. Программу оперного форума дополняют концерты (в том числе с исполнением симфонии Сибелиуса «Куллерво» Лейфом Сёгерстамом) и вокальный конкурс. 27 июля на фестивале ожидаются президент Финляндии Саули Ниинисто и президент России Владимир Путин.

Фестиваль и замок

Поездка на культовый Оперный фестиваль в Савонлинну стала для нашего журнала традиционной: в этом году мы побывали там в пятый раз. Фестиваль в средневековой крепости Олавинлинна, неприступной глыбой стоящей на острове посреди озера Сайма, - старейший в Финляндии – был основан в начале XX певицей Айно Акте, а интернациональной славы достиг в 60-е годы во время директорства легендарного финского баса Марти Талвелы. С тех пор ежегодно в июле двор крепости перекрывают тентом, возводят ряды кресел, строят закулисье, по воде доставляют декорации. Крепость не только место проведения фестиваля, но его полноправный участник: идеальная декорация и место силы. В этом году, она с высоты своей пятивековой истории взирала на столетие независимости Финляндии, празднованию этой даты был посвящен нынешний музыкальный форум. Именно об этом говорил на встрече с российскими журналистами художественный руководитель фестиваля, известный финский певец и уроженец Савонлинны Йорма Сильвасти: «Мне иногда представляется такая картина: на границе между Россией и Швецией стоял замок Олавинлинна, потом граница стала расширяться, раздвигаться, и возникла Финляндия. Лично для меня независимая Финляндия произошла из этой точки, а Олавинлинна ей, как мать».

Поэтому совсем не случайно, что замок Олвинлинна стал героем новой оперы финского классика Аулиса Саллинена «Замок на воде», мировая премьера которой прошла во время фестиваля. Сам композитор назвал ее “Хроникой в двенадцати частях для чтеца, четырех певцов, камерного оркестра и замка Олавинлинна”.

Йорма Сильвасти, Аулис Саллинен, Ханну Линту. Фото Hannu Luostarinen

У восьмидесятилетнего классика финской оперы сложились свои особые отношения с этим местом. Впервые он увидел крепость на скале маленьким мальчиком, когда на мосту неожиданно остановился поезд, в котором ехала его семья, спасаясь из Карелии, занятой советскими войсками во время Зимней войны. Тогда средневековая громада, недвижно стоящая на острове посреди рушащегося мира поразила его воображение. Много позже в 1975-ом отмечали 500-летие Олавинлинны, и Саллинен выиграл конкурс на написание оперы для фестиваля, ей стал «Всадник» - его первое произведение в этом жанре. За ним последовало еще пять, в том числе и «Замок на воде», также инициированный фестивалем… и замком. Так как сам замок в опере как старик, сидящий на камне, наблюдающий проносящиеся мимо годы, десятилетия и столетия и вопрошающий современных финнов: кто они такие сегодня после ста лет независимости. Опера написана на слова поэмы Ласси Нумми, написанной тоже в 1975 году. «Замок на воде» был исполнен нынешним летом два раза с большим успехом, и руководство фестиваля обещает вернуть его в последующие сезоны.

"Куллерво"

В программу нынешнего фестиваля вошла и самая исполняемая опера Саллинена – «Куллерво». Опера была написана по заказу Национальной финской оперы к инагурации нового здания театра, но строительство затянулось, поэтому мировая премьера произведения состоялось в Лос-Анджелесе в 1992 году. В Савонлинне «Куллерво» поставили в 2014, в этом году оперу вернули в программу. «История Куллерво – одна из немногих законченных историй «Калевалы» - самый популярный, самый финский сюжет в нашем национальном искусстве», - говорит Ханну Линту – музыкальный руководитель постановки, дирижер-чемпион по исполнению современной финской музыки. – «Куллерво все делает не так, во всем ошибается, и в результате должен броситься в огонь, сгореть в очистительном пламени».

Cпектакль Кари Хейсканена далек от всякой сказочности и романтизма. На сцене остовы четырех домов (сценография Аннтти Маттила), забор, за которым хор (хормейстер - Матти Хюокки), внезапно всей массой выступающий на авансцену, с мрачной экспрессией повествуя о вражде двух семей, заложником которой становится мальчик – яркое пятно среди мрачных одежд, а после белая фигурка над головами. Главный герой, потерявший свою семью, ставший рабом, преисполнен ненавистью и местью. Агрессия выливается в убийство, случайный секс становится кровосмешением, вновь обретенный отец не может смириться и принять его деяния, а мать, хоть и прощает, - не в силах удержать. Герой отвечает на причиненное ему зло – злом, на насилие – насилием, убивая тех, кто когда-то стал причиной его страданий. Но «KOSTO» - месть – слово, которое он выписывает сначала мелом на черной доске, после красной краской на белой стене, не спасает, - это тупик, из которого один выход – саморазрушение. И Куллерво бросается в огонь.

"Куллерво". Сцена из спектакля. Фото Soila Puurtinen, Itä-Savo

Исполнена опера была превосходно, фестиваль собрал прекрасный ансамбль солистов во главе с баритоном Вилли Русаненом (Куллерво), драматическое сопрано его сестры Йоханны Русанен-Картано прекрасно легло на роль его матери, брата и друга Киммо, мечтающем о свободе, спел тенор Дан Карлстрём, а сладострастную жену кузнеца меццо-сопрано Ниина Кейтель. Запомнились Калерво Ханну Форсберга, Унто Никласа Спангберга, жена Унто, своеобразная «леди макбет» - Тиина Пенттинен. Героями исполнения стал и хор, и оркестр; Ханну Линту продирижировал оперой очень эмоционально, но с прекрасным ясным видением целого. Вообще же Саллинен представляется сегодня фигурой чуть ли не консервативной, но благодаря этому его язык понятен современной публике, которая принимала оперу с огромным энтузиазмом.

Интересны финские оперы и для иностранных гостей фестиваля. Однако они гораздо менее кассовые, если брать публику в целом. Это отражается и на количестве спектаклей: «Замок на воде» был показан дважды, «Куллерво» - трижды, при этом две другие оперы собственной программы Савонлинны – «Похищение из сераля» и «Риголетто» - прошли соответственно пять и шесть раз. Двор замка вмещает более 2000 человек, билеты достаточно дорогие (в сравнении с Финской национальной оперой, например), при этом пять миллионов евро из восьмимилионного бюджета фестиваля покрывается за счет их продажи.

"Похищение из сераля"

Открывался фестиваль оперой светлой и радостной – комическим зигншпилем Моцарта «Похищение из сераля». Опера была написана композитором в 1782 году, в счастливый для композитора период: он был накануне свадьбы с Констанцией Вебер (кстати, главную героиню тоже зовут Констанция), это была его первая венская опера и первое крупное произведение для театра. В сюжете и музыке нашла отражение повальная мода на «турецкое», шире представленное как противостояние Европы и Востока, обретшее новую актуальность в наши дни. Постановка финского режиссера Катаарины Лахти была изобретательна, одновременно с этим отсылая к предшествующим воплощениям темы (в какой-то момент чувствовалось влияние Поннеля, в другой – Кристофа Лоя). Романтическая экзотика представала в видеопроекциях плывущего корабля, бегущих леопардов, лошадей и жирафов на каменную кладку замка (видеодизайнер - Йенни Валоринта), и над всем этим висела огромная красная луна, но патетика тут же снималась комическими моментами: скачущими на игрушечных лошадках янычарами под маршеобразный хор «Singt dem grossen Bassa Lieder», проржавевшей будкой, в которой скрывался Осмин, сторожащий дворец.

"Похищение из сераля". Осмин - Петри Линдрос, Бельмонт - Юсси Мюллис. Фото Soila Puurtinen, Itä-Savo

Надо сказать, что «турки» - и паша Селим (немецкий актер Себастьян Вирницер в разговорной роли), захвативший европейских пленников (Констанцию, Блонде и Педрилло), и Осмин (Петри Линдрос) - в разрез с оперной традицией, были молодыми и полными сил, так что даже в какой-то момент представали с обнаженными торсами. И Констанца (ее пела узбекская певица Хулкар Сабирова, делающая успешную карьеру в оперных театрах Германии) явно тяготела к Селиму, хотя и соглашалась бежать со своим возлюбленным Бельмонтом (финский тенор Юсси Мюллис). Бельмонт приезжал в белом колониальном костюме с чемоданом, полным контрабандного алкоголя, которым позже Педрильо (Джонатан Винелл) успешно спаивал Осмина. Осмин напивался, но в нужный момент приходил в себя, чтобы схватить беглецов. Восток тем не менее одерживал моральную победу: Селим, проявляя великодушие, отпускал обе пары любовников домой, несмотря на то, что Бельмонт оказался сыном его злейшего врага, вполне в духе идей Просвещения. И все было забавно, увлекательно, а местами трогательно. И прав был Моцарт, когда писал о своей опере отцу, что «здесь не уснет даже тот, кто не спал всю ночь».

И конечно, опера наполнена прекрасной музыкой «с турецкими эффектами» (оркестром фестиваля дирижировал Кристоф Альштедт). Из певцов наибольшее впечатление произвел Петри Линдрос в роли Осмина. Партия эта многогранна, требует от певца большого диапазона, красок голоса и немалой виртуозности, чем Линдрос обладает в полной мере, при этом его голос был гибок и техничен. Тенор Юсси Мюллиса несколько проигрывал на его фоне, но это вписывалось в постановочное решение. Хулкар Сабирова обладает красивым голосом, и достойно справилась с трудностями партии, особенно получилась у нее вторая виртуозная ария «Martern aller Arten». Джонатан Винелл (Педрильо) и Клэр де Савинье (Блонде) дополнили ансамбль.

"Риголетто"

Последней и самой востребованной публикой премьерой нынешнего года стала опера Верди «Риголетто» в постановке сэра Дэвида МакВикара, декорации и костюмы Тани Маккаллин. Традиционный спектакль прошел с большим успехом при практически полностью проданных билетах на все шесть спектаклей. Постановка во многом повторяет известный спектакль МакВикара в Ковент-Гарден. Просто перенести этот спектакль оказалось невозможным: сцена Савонлинны слишком узкая и вытянутая. Декорациями служат, помимо самих крепостных стен, движущиеся конструкции из решеток – очень удачное решение. Режиссер, по его собственному признанию, не боится ставить оперу в исторических костюмах, но не боится он и обнаженных актеров, в сцене оргии у Герцога, хотя можно было бы оставить зрителю место для домысла. Ни Герцог, ни Риголетто никакой симпатии в спектакле не вызывают.

Риголетто - Клаудио Отелли, Спарафучиле - Мика Карес. Фото Soila Puurtinen, Itä-Savo

В основном, в спектаклях Савонлинны участвует два состава исполнителей: условия замка, где бывает холодно и сыро, и на сцену надо проходить через улицу, не безопасны для вокалистов, а быстро найти замену для заболевшего солиста практически невозможно в силу удаленности Савонлинны. Поэтому Риголетто пели болгарский баритон Кирил Манолов (он очень понравился в прошлом году в партии Фальстафа) и Клаудио Отелли (именно его удалось услышать в спектакле). Герцога пел албанский тенор Рамэ Лахай, впечатлившей прекрасными данными, как вокальными, так и сценическими. Не даром его уже пригласили на партию Альфреда в Большой театр. Может быть, не все у молодого певца получилось идеально, но возможности для того чтобы стать звездой у него есть. Партию Джильды исполнила финская певица Ханна Рантала, Маддалену – греческая меццо Катарина Жиотас, а Спарафучиле - бас Мика Карес. Карес провел свою партию уверенно, с прекрасным вердиевским легато, и именно он был самым убедительным из состава. Оркестром руководил французский дирижер Филипп Оген.

Фестиваль еще в полном разгаре, а продажи билетов на следующий год уже открыты. В программе: «Пиковая дама», «Фауст», «Мадам Баттерфляй», «Отелло», «Турандот» и «Тоска». .