Американская премьера «Убийства в соборе»

Ферруччо Фурланетто создал живой образ Томаса Беккета в Сан-Диего

Фото Кена Ховарда

Что нужно для того, чтобы вернуть из небытия полузабытую оперу? - Выдающийся исполнитель главной партии и талантливый директор театра.

Опера Ильдебрандо Пиццетти «Убийство в соборе» написана как будто специально в расчете на завораживающий голос и актерскую харизму Ферруччо Фурланетто. И именно в расчете на него Оперная компания Сан Диего включила редкое название в свой репертуар. Певца связывает с театром давнее творческое сотрудничество. Еще в 1985 году он спел здесь свою первую партию - Оберто в одноименной опере Верди, -потом дважды был Мефистофелем в «Фаусте» Гуно, создал целую галерею оперных донов: Дон Жуана, Дон Кихота, дона Базилио … И вот теперь появился необычный для оперы персонаж — Томас Беккет, политик, архиепископ Кентербери, святой…

Убийство Беккета в 1170 году вдохновило Томаса Элиота на написание в начале 20 века драмы, охватывающей последние дни жизни святого, начиная от его возвращения из французского изгнания и до мученической смерти в соборе. В начале 50-х годов драмой Элиота заинтересовался Ильдебрандо Пиццетти, использовав ее как основу для либретто своей восьмой оперы. В 1953 году он сам дирижировал ее премьерой в Турине, потом, в 1958 году, она была поставлена в театре Ла Скала (в роли Беккета блистал Никола Росси-Лемени, партию первого корифея пела Лейла Генчер, дирижировал маэстро Гевадзени). Позже «Убийством в соборе» увлекался и сам Герберт фон Караян, представив оперу в концертном исполнении. Но потом произведение Пиццетти по разным причинам надолго кануло в Лету.

Одна из причин — для исполнения партии Томаса Беккета нужен выдающийся артист, потому что все события оперы фактически разворачиваются вокруг фигуры главного героя и его борьбы со своими внутренними и внешними искушениями. Выдающимся Томасом Беккетом наших дней стал Ферруччо Фурланетто. Не так давно он исполнил эту партию в театре Ла Скала и увлек рискованной идеей постановки «Убийства в соборе» уже знакомого с партитурой директора театра Иана Кемпбелла. Для Кемпбелла, отмечающего в этом году 30-й сезон своего директорства, это был, безусловно, смелый шаг, связанный с немалым риском, так как американские оперные компании, не получающие финансовой поддержки от государства, напрямую зависят от дотаций спонсоров и от успешной продажи билетов. В случае с «Убийством в соборе» он выступил не только администратором, но и режиссером, В отличие от миланского, спектакль получился более реалистичным, живым и театральным.

И пьеса Элиота, и опера Пиццетти требуют от читателей, зрителей и слушателей знания реалий исторического конфликта между королем Генрихом II (кстати, героем известного фильма «Лев зимой») и Томасом Беккетом, который вынудил короля произнести неосторожные слова: «Найдется ли кто-нибудь, кто избавит меня от этого священника?» Это и спровоцировало четырех рыцарей отправиться в Кентербери, чтобы убить Беккета. Собственно, конфликт между королем и церковью начинается с того момента, когда Беккет становится архиепископом Кентербери. До этого, благодаря королю и собственным способностям, он сделал фантастическую карьеру канцлера Англии. Министром он был необыкновенно талантливым, но после того, как он избрал церковную стезю, не только сложил с себя светские обязанности, но и стал на сторону церкви в ее борьбе с королем за главенство власти, что и привело к их разрыву.

Фото Кена Ховарда

Впрочем, ни в драме Элиота, ни в точно следующей ее тексту опере король не присутствует. Конфликт развивается в душе самого Беккета, которому зримо являются четыре искусителя, воплощающие в себе чувственные удовольствия, светскую власть, объединение с баронами, желающими свергнуть короля, и наконец, мученический венец самого Беккета. Этот-то последний путь он и выбирает. Возможно ли, чтобы это был «правильный поступок, продиктованный ложной причиной» (гордостью и амбициями, стремлением окончательно и навечно, пусть из-за гробовой доски, победить в конфликте с Генрихом)? Кто знает — тем более, что исторический Беккет, и правда, одержал победу уже после своей смерти, когда на могиле его стали твориться чудеса и король, босиком, отправился каяться к его гробу и провел там ночь, а за ним устремились и паломники… Вспомним «Кентерберийские рассказы» Чосера.

Нынешняя постановка дает однозначный ответ на этот вопрос об истинности святости кентерберийского архиепископа. В конце первого действия, когда Беккет поет свой знаменитый монолог, в котором он отрекается от чувственных удовольствий («любви в садах») и от земной власти, он избирает прямую дорогу к мученическому венцу. Его как будто распинают на невидимом кресте, хор женщин протягивает к нему свои руки, а четвертый искуситель увенчивает его терновым венцом. Этой символической сценой и заканчивается первое действие.

В опере Пиццетти изначально присутствует статика: женский хор воспринимается как хор греческой трагедии, партии же двух его корифеев (Хелена Шнейдерман и Сьюзан Невис) недостаточно индивидуализированы. То же самое относится и к партиям священников, искусителей, рыцарей и Герольда (Грегори Рейнхарт, Грег Феддерли, Кристофер Ирмитер, Джоэл Соренсен, Малькольм Макензи, Ашраф Севайлам, Кевин Ланган, Алан Глассман). В результате все эти второстепенные персонажи служат лишь обрамлением одного полнокровного образа — архиепископа Кентербери. В Сан Диего статику постарались разбавить более ярко выраженным разнообразием в движениях хора и большей индивидуализацией двух солисток, подчеркнутой характерностью рыцарей, яркостью костюмов искусителей (Денитса Близнакова)… Выигрышными были и реалистичные декорации Ральфа Фуничелло, сполна использующего магию готического собора с игрой света на его разноцветных витражах, то по-зимнему голубоватых, то окрашенных в багряные тона мученичества (свет - Алан Баррет) . Свою роль сыграла и центральная лестница, по которой динамично перемещались персонажи. Интермеццо с рождественской проповедью Беккета Иан Кемпбелл поставил как полноценную церковную службу, с происходящим у нас на глазах причащением. Если в миланской постановке Беккет обращал свою проповедь к зрительному залу, то здесь он проповедует перед вполне реальными прихожанами и священнослужителями.

Однако, какой бы удачной ни была режиссура, успешная постановка оперы была бы невозможной без выразительного исполнения главной партии. Сегодня Фурланетто —может быть, единственный артист, который способен и спеть (партия сама по себе предъявляет огромные требования к диапазону голоса певца), и сыграть в этой опере, очень ярко представляющей колоссальную фигуру Беккета, интересную для современной публики его внутренней борьбой и героической святостью. Буквально каждый жест певца создает нюансы благородного и бескомпромиссного характера (Фурланетто — еще и необыкновенно красивый Беккет). Вокально же он как будто не испытывает никаких трудностей от большого диапазона партии, его голос легко заполняет четырехтысячный зал театра. Особый стиль Пиццети близок певцу. О чем он неоднократно признавался в интервью. Постановка «Убийства в соборе» много стала его десятой оперной партией в Сан Диего. и фактически единоличным бенефисом, подтверждением превосходной вокальной формы и доверия со стороны руководства театра и публики.

Еще одной ключевая фигурой спектакля стал дирижер Донато Ренцетти. Очень тонко чувствуя партитуру, Ренцетти создает при полном содействии оркестра и хора Сан Диего необыкновенно красивое музыкальное полотно.

Спектакль закончился триумфально: публика, стоя, бурными овациями приветствовала появление перед занавесом Фурланетто, и было также много горячих аплодисментов по адресу остальной труппы.

Хотелось бы надеяться, что появление в Америке «Убийства в соборе» привлечет интерес к этой незаслуженно забытой опере Пиццетти, тем более, что в данный момент в мире есть достойный исполнитель этой партии. Кстати, сам Фурланетто мечтает исполнить оперу в Кентерберийском соборе, на том самом месте, где происходили когда-то исторические события далекого прошлого...