Вера Степановская

 

Музыкальное путешествие:
Пасхальный фестиваль на Северо-Западе России

Калининград, Североморск, Мурманск, Беломорск, Петрозаводск, Петербург

Пинхас Цукерман играет концерт Бетховена в Калининграде. Дирижирует Валерий Гергиев. Фото Пасхального фестиваля

Два главных фестиваля Валерия Гергиева отражают два направления его музыкальных устремлений: петербургские «Звезды белых ночей» можно назвать музыкальным окном в Европу, а московский Пасхальный – открытием России. На «Звездах» «все флаги будут в гости к нам…», на Пасхальном – сам маэстро с оркестром Мариинского театра отправляется в путь. Собственно, московский фестиваль существует в двух измерениях: он растекается вширь по всем необъятным просторам нашей родины и он идет вглубь, становясь уникальным событием в каждом из городов. Его можно воспринимать как программу отдельных концертов и как путь Валерия Гергиева и оркестра Маринского театра по России. И не просто путь, а еще и миссию – просветительскую, созидательную, артистическую. Размах нынешнего XIII фестиваля поражает тем, что за 26 дней Симфонический оркестр, Брасс-ансамбль, «Страдивари-ансамбль» и Духовой квинтет Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева выступили с 43 концертами в 26 городах России! Журналу «Опера+» удалось присоединиться к Северо-Западной части этого большого пути, которая началась еще до открытия официальной программы.

Первая остановка — Калининград. Необычный российский регион и уникальный город, где сквозь наслоения современных построек проступает древний Кенигсберг с его булыжными мостовыми, Кафедральным собором, вокзалом в стиле немецкого фунционализма, стенами бастионов.


Кафедральный собор Кенигсберга

Особенностью нынешнего фестиваля стало то, что, помимо основных, были даны благотворительные концерты в российских военных гарнизонах. В калининградском Доме офицеров Балтийского флота выступил Брасс-ансамбль Мариинского театра вместе с Валерий Гергиевым. Замечательный ансамбль может играть и без дирижера, участие Маэстро было больше знаковым, личностным: он говорил с залом, а потом слушал вместе со всеми фрагмент из «Млады», фантазию на темы столь любимой им «Хованщины» и, наконец, продирижировал «Праздничной увертюрой» Шостаковича. Все произведения были сыграны великолепно, звучание меди завораживало в Мусоргском, поражало тонкой гранью виртуозности в Шостаковиче. Но запомнился этот концерт необычностью самой обстановки. Несмотря на то, что не все слушатели являлись искушенными любителями музыки, воспринимали они выступление петербургских музыкантов с большим энтузиазмом. Само присутствие Гергиева, его доверительное общение с залом для них дорогого стоило. Провожали музыкантов стоячей овацией. А впереди был еще вечерний концерт.

В Калининграде, бесспорно, живет какая-то мистика, вас все время не оставляет ощущение, что в городе до сих пор чувствуется присутствие и Канта, и Гофмана. Средоточие этого старого немецкого духа находится на острове, где стоит Кафедральный собор. Собор уцелел чудом, во многом благодаря тому, что у его стены покоится великий Иммануил Кант. Сейчас этот памятник архитектуры полностью восстановлен во всем своем великолепии. Именно там и прошел концерт оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Программа соответствовала духу места. Это были Скрипичный концерт Бетховена и Четвертая симфония Брамса. В концерте солировал замечательный скрипач Пинхас Цукерман. Он вместе со своей женой виолончелисткой Амандой Форсайт присоединился к этому турне по Северу России, и в Мурманске и Петрозаводске они играли Двойной концерт Брамса уже вместе. И все же это первое выступление Цукермана с концертом Бетховена запомнилось больше всего. Возможность услышать такого музыканта и в столицах драгоценна, что уж говорить о Калининграде! Но в первую очередь, люди шли, конечно, на Гергиева. Зал был заполнен до отказа. Небольшая сцена предопределила не очень большой состав оркестра и в симфонии Брамса, но это же обеспечило особую прозрачность звучания симфонии.

А утром музыканты уже летели на Кольский полуостров. Если в Калининграде весна уже вступила в свои права, то вокруг Мурманска заросшие низкорослым лесом сопки были засыпаны снегом. Фестиваль приземлился в Заполярье. Зимой здесь полярная ночь, а летом не заходит солнце. Программа дня была чрезвычайно насыщенной. Пока Брасс-ансамбль вместе с Гергиевым отправился в город военных моряков Североморск, в Мурманске прошел дневной концерт «Страдивари-ансамбля» с Пинхасом Цукерманом. Вечером состоялся концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева на сцене Дворца культуры им. С. М. Кирова с участием обладателя третьей премии XIV конкурса им. П. И. Чайковского, молодого южнокорейского пианиста Сёнг Джин Чо. В программе звучал также двойной концерт Брамса в исполнении Пинхаса Цукермана и Аманды Форсайт. И если прибавить к этому еще и «Поэму Экстаза» Скрябина, в которой блеснул трубач Тимур Мартынов, станет понятен восторг мурманской публики.

Сам Мурманск поражает полным отсутствием внешней эстетики. Все постройки 70–80-х годов абсолютно серые, фасады домов побиты ветрами. Лишь сталинская архитектура дает глазу хоть какую-то передышку. «Наше богатство – это люди», – говорят жители города. Но достопримечательности осматривать не было времени, даже на порт не удалось бросить взгляда, лишь вдалеке мелькнул стоящий там памятник «Алеше», грустно смотрящий на полупустые причалы. Количество траулеров уменьшилось за последние годы в шесть раз, многие моряки улетают на заработки за рубеж. Впрочем, и в Мурманске, и в Североморске, уходящих в море мужчин остаются ждать жены, дети. Не случайно и губернатор здесь замечательная женщина, Марина Ковтун. Она вместе с Гергиевым встретилась с журналистами. Приезд Гергиева в отдаленные регионы, концерты замечательного оркестра и выдающихся музыкантов сами по себе уже значат много. Но у маэстро есть и другие планы – своими визитами он хочет пробудить местную музыкальную жизнь: инициировать строительство новых залов, создание детских хоров. Один из его больших проектов – тысячеголосый детский хор, выступавший на закрытии Зимней Олимпиады в Сочи. Поэтому лучшим подарком для него стало обещание Марины Ковтун, что скоро в Мурманской области тоже появится многоголосый сводный детский хор.

Фестивальный поезд

Далее путь оркестра продолжался на специальном поезде. Сам этот состав с логотипами Пасхального фестиваля на вагонах служит его лучшим символом. Он и средство передвижения, и дом, иногда на несколько дней. Удивительно, что для Валерия Гергиева имеют значение не только крупные мегаполисы или региональные центры, но и совсем маленькие города, где его ждут с не меньшим нетерпением. Первая остановка в Беломорске, где, по статистике, живет всего 17000 жителей, а на деле и еще меньше. Когда-то это местечко называлось Сорока, здесь находилось лесопильное производство известного мецената и основателя музыкального кружка М. П. Беляева. После строительства Беломорско-Балтийского канала, который здесь и кончался, город был переименован. Сейчас предприятия в городе не работают и оживление вносят лишь туристы, отправляющиеся отсюда на Соловецкие острова или стремящиеся познакомится с первобытными наскальными рисунками-петроглифами.

Оркестр Мариинского театра уже приезжал в Беломорск пять лет назад. На этот раз остановка была краткой лишь на небольшой концерт «Страдивари-ансамбля». Зато Валерия Гергиева встречал местный Народный поморский хор, уникальный коллектив, который маэстро пригласил в Петербург. После концерта на сцене местного Дома культуры благодарные жители вручили ему звание «Почетный гражданин Беломорска».

Валерий Гергиев с Поморским народным хором

И снова в путь – вечерний концерт состоялся уже в столице Карелии Петрозаводске. В программе симфонического концерта в здании оперного театра прозвучал Концерт Брамса для скрипки и виолончели, в котором солировали Пинхас Цукерман и Аманда Форсайт, а во втором отделении – Третья симфония Скрябина.

И наконец, поезд возвратился в Санкт-Петербург. Вечером того же дня на сцене Мариинского-2 под управлением Гергиева прозвучала опера Вагнера «Лоэнгрин», а на следующий день уже в Концертном зале солировал известный пианист Нельсон Фрейре. А дальше опять дорога, новые города и встречи…