Квинто Мартини в Эрмитаже

«Нищая» Фото Дмитрий Фофаев

C 24 мая по 30 июня в Эрмитаже проходит выставка работ известного итальянского скульптора Квинто Мартини. Уникальность этого события на только в том, что один из крупных мастеров XX столетия впервые так полно представлен в Санкт-Петербурге. Главное: пять работ мастера останутся в музее навсегда, пополнив эрмитажную коллекцию. Этот бесценный дар преподнесла Эрмитажу вдова художника Тереза Бигацци Мартини, приехавшая в Санкт-Петербург вместе с большой делегацией из провинций Прато и Флоренция, членами итальянского «Общества друзей Эрмитажа», коммуны Карминьяно, где находится уникальный музей Мартини под открытым небом. Не секрет, что культурные связи и акции, подобные этой, помогают укрепить экономическое сотрудничество между Италией и Россией. Именно поэтому за день до открытия выставки состоялась конференция «Перспективы развития торговых отношений между Италией и Россией». Спонсором этих событий стал Банк Интеза.

Из пресс-релиза выставки: «Квинто Мартини (1908 – 1990) родился в местечке Сеано в Тоскане, около Флоренции, в крестьянской семье. Несмотря на то, что он не получил академического художественного образования, он в конце 20-х годов начал выставляться в Прато и во Флоренции. В 1940-е годы Мартини участвовал в антифашистском движении и подвергался преследованиям со стороны властей. Основная его деятельность развернулась после Второй мировой войны во Флоренции. Здесь в течение долгих лет он возглавлял кафедру скульптуры в Академии художеств. В последние годы жизни Квинто Мартини создал Парк-Музей на своей родине, в Сеано, открытый в 1988 году. Здесь под открытым небом располагаются 36 скульптур, созданных мастером в разные годы.»

Выставка, проходящая в Эрмитаже не очень большая - всего один Арапский зал, - но зато очень емкая. Представлены все грани творчества Мартини: рисунки, два живописных полотна, скульптура из бронзы, мрамора и камня. Пять самых крупных и ярких работ экспозиции – дар Эрмитажу.

Генеральный консул Италии в Санкт-Петербурге Луиджи Эстеро,
г-жа Тереза Бигацци Мартини и куратор выставки С.О.Андросов открывают выставку. Фото Дмитрий Фофаев

При входе сразу же обращаешь внимание на бронзовую фигуру пожилой женщины с коробкой на голове, которой она прикрылась от дождя. Из-под коробки на посетителя печально смотрит выразительное лицо «Нищей» (1981). В протянутой руке – пара монет. Квинто Мартини принадлежит к реалистическому направлению в искусстве, но человеческую фигуру он трактует обобщенно, без излишней детализации. Это придает особую выразительность его скульптурам.

Конечно, мастер отдал дань и изображению обнаженного человеческого тела. Зачастую он упражнялся, создавая статуэтки небольшого размера, служившие как бы прелюдией к его основным работам. Так представленная «Обнаженная девушка» служит прототипом для «Алчеи», подаренной Эрмитажу.

Мартини был близок земле и хотел передать ее «простую жизненность». Проявлялось это по-разному: в анималистических работах мастера интересовала пластика тела разных животных («Петух» 1981), в философских обобщенных творениях он стремился передать суть вещей («Природа» представлена в виде сидящей обнаженной девушки), не был он чужд и бытовым зарисовкам (барельеф «Дождь»).

«Природа» Фото Дмитрий Фофаев

От знакомства с творчеством Мартини возникает чувство свежести, в его искусстве чувствуется связь с тысячелетиями итальянской культуры и какая-то особая проникновенная человечность. Возможно, он впитал это от тосканской земли и сумел передать зрителю.

О Тоскане, вернее о части ее маленькой коммуне Карминьяно, о музее скульптора под открытым небом за день до открытия выставки тепло и душевно рассказал мэр г.Карминьяно г-н Дориано Чирри. Вообще в эти два дня много говорилось о культуре, об экономике и о связи между нашими странами. Поэтому хочется поблагодарить всех тех, кто сделал это событие и сопутствующее ему общение возможным: Генерального консула Италии в Санкт-Петербурге Луиджи Эстеро, не только открывавшего выставку, но и выступившего на конференции; итальянское «Общество друзей Эрмитажа», Банк Интеза, в лице Натальи Байниной, руководителя Северо-Западного филиала, куратора выставки Сергея Олеговича Андросова и конечно, г-жу Терезу Бигацци Мартини, передавшую в дар Эрмитажу работы своего мужа «Дождь», «Нищая», «Алтея», «Петух» и «Природа».