«Иоланта» на большом экране

Анна Нетребко и Сергей Скороходов в опере Иоланта

Анна Нетребко и Сергей Скороходов в опере "Иоланта". Фото Наташа Разина

Мариинка-2 продолжает открывать новые возможности для слушателей: 14 сентября театр стал местом проведения мировой премьеры нового фильма-оперы Чайковского «Иоланта» с Анной Нетребко в главной партии. Снятый еще во время премьеры 2009 года, спектакль впервые был показан на киноэкране. Вызвавшая в свое время споры постановка Мариуша Трелинского обрела большую целостность и внятность режиссерского высказывания именно в киноверсии. Последняя опера Чайковского предстает у известного польского режиссера не светлой сказкой, а глубоким философским произведением, отвечающим на запросы человека 21 века. Что ж, если учесть, что композитор писал оперу, уже услышав и увидев «Парсифаль» (он ездил корреспондентом на открытие Байройта), как своеобразный «ответ Вагнеру», почему бы не поставить ее в духе современных трактовок опер немецкого гения?

Правда, собственно спектакля 2009 года в той «Иоланте», которая была показана в зале нового Мариинского театра, мы так и не увидели, хотя съемки проходили во время живого представления и некоторые симпатичные «рудименты» от него все же остались: аплодисменты после арий, мелькнувший кусочек золоченых лож… Но при этом дирижер и оркестр не видны, нет поклонов, публики, и нет даже самого театрального зала. И общих планов, позволяющих увидеть работу сценографа, тоже практически нет. Есть авторское кино и музыка оперы Чайковского, представленная одним из лучших на сегодняшний день составом исполнителей, но между ними есть такая же противоположность, как между миром реальным и тем, что создан воображением слепой Иоланты.

Впрочем, многочисленная публика (двухтысячный зал был заполнен почти до отказа) пришла не смотреть на режиссерские изыски (несмотря на весь их интерес), а увидеть и услышать Анну Нетребко. И то, что самая любимая зрителями сегодня певица появилась именно на киноэкране, выглядело оправданно — ведь и сама ее слава сродни популярности легендарных кинозвезд, ее фото не сходят со страниц светской хроники, да и здесь она органична в излюбленных Трелинским крупных планах.

И все же самым ценным в этой киноверсии «Иоланты» стала ее музыкальная сторона. Оркестр, управляемый невидимым Гергиевым, не только захватывал внимание публики в эмоциональный поток аутентичного звучания музыки Чайковского, но давал раскрыться певческим индивидуальностям, не подавлял, а возносил певцов, как бы и сам вместе со слушателями любуясь голосами. И послушать здесь было кого. В первую очередь, конечно, Анну Нетребко, героиня которой вполне имеет право утверждать: «Рыцарь, мне не нужен свет», так как узнаваемое тембральное богатство ее голоса, его колористическая палитра, представляют самостоятельную ценность. Хотя ее Иоланта и выращена в санатории и зажата между страхами и иллюзиями, ничто не может победить ее солнечного жизнелюбия и уверенности в торжестве добра над злом. В российской певице есть покоряющее слушателя обаяние собственной личности, которое украшает все ее роли. И здесь Иоланта не хрупкий цветок, выращенный без солнца, а готовая бороться за свою любовь женщина.

Костюмы лыжников, с отдающими дань светскому началу галстуками-бабочками сразу же делают образы странствующих рыцарей прозаичными. Алексей Марков, замечательный баритон Мариинского театра, рисует своего Роберта не столько отдающим дань чувственному увлечению своей Матильдой (знаменитая ария «Кто может сравниться с Матильдой моей» была им спета с блеском), сколько суховатым мизантропом. Трактовка в целом и отдельные фразы напомнили бургундского герцога в исполнении Сергея Лейферкуса. Романтики не слишком много и в крепыше Сергее Скороходове, уверенно и надежно исполнившем партию Водемона без особых нюансов.

В роли короля Рене выступил любимый петербургской публикой бас Сергей Алексашкин. Несмотря на то, что по режиссерской концепции именно Рене, увесивший домик Иоланты охотничьими трофеями, виновен в несчастье своей дочери и что Трелинский стремился создать заведомо несимпатичный образ короля Прованса, богатый голос и «сценическая порода» Алексашкина внушают чувство симпатии. И Эдем Умеров отметился стопроцентным попаданием в музыку и в образ Ибн-Хакия.

Показ «Иоланты» надо признать успехом не только коллектива театра, его постановочной и съемочной бригад, но и самого нового здания. Зал дружно приветствовал аплодисментами не только оперу, но и саму идею показа спектакля на экране и сам новый зал. Не секрет, что новый Мариинский зал побивает все рекорды популярности. Петербуржцы приходят сюда, чтобы погулять по воздушным лестницам, посмотреть экспозицию старых костюмов, любовно дотронуться до светящихся ониксовых стен и … сфотографироваться на их фоне. Приходят не только знающие, но и непосвященные. И демократическая цена кинопоказа делает такой поход в оперу возможным, поэтому многие пришли семьями или с друзьями. В публике, приходящей в новый Мариинский театр, есть какая-то трогательная торжественность — даже на днем люди пришли нарядно одетыми. Комфортный и очень располагающий к себе зал, где видно со всех мест, тоже добавлял к этому радостному узнаванию ощущение «своего театра». Единственным минусом для «оперы в кино» было то, что театральная акустика лучше подходит для звучания живых голосов, поэтому присутствовал некоторый стереоэффект звучания. И тем не менее, хотелось бы, чтобы театр не только продолжал снимать свои лучшие спектакли на DVD, но и время от времени устраивал подобные показы, интересные как любителям музыки, так и тем, кто приобщается к этому искусству впервые.