«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в Эрмитаже

Рембрандт 
Минерва

Рембрандт Харменс ван Рейн Минерва. 1635 Холст, масло
All images are courtesy of The Leiden Collection

Есть выставки, которые нельзя пропустить, к таким принадлежит «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», размещенная в Николаевском зале Зимнего дворца до 13 января.

Лейденская коллекция – это частное собрание американской четы Томаса и Деборы Каплан, в круг их интересов входят, прежде всего голландские художники XVII века, отсюда и название – не по фамилии коллекционеров, а по названию города Лейдена, где родился Рембрандт. На выставке представлен и Рембрандт (1606—1669), и его круг – учителя, соратники, ученики и просто современники. Вдумайтесь, к нам привезли 12 картин Рембрандта (!), в том числе шедевры зрелого амстердамского периода и редкие ранние работы.

Титульной для выставки картиной стала «Минерва» (она же и на обложке каталога), принадлежащая к зрелому периоду творчества художника, перекликающаяся с нашей «Флорой». В этом еще некий поклон в сторону основательницы Эрмитажа Екатерины II, которую тоже называли богиней Мудрости. Рембрандтовский образ несет в себе одновременно черты портрета и исторического полотна. Мы видем величественную женщину, похожую на жену художника Саскию, с ясными карими глазами и разметавшимися по вытканному золотом плащу белокурыми волосами, ее чело увенчано лавровым венком, рука опирается на раскрытую книгу, на столе разбросаны доспехи, на стене в тени – щит с головой льва. Мастерство живописца в этой картине изумительно - в тонкости выписанных деталей, в игре светотени, художник как будто демонстрирует зрителям свое блестящее мастерство.

Три заказных портрета Рембрандта, среди которых «Портрет мужчины в красном дублете», «Девушка в расшитой золотом накидке» также написаны в этот период в Амстердаме. Особый интерес вызывает «Автопортрет с затененными глазами». Рембрандт, как никто другой, был одержим собственными изображениями, создав их несколько десятков, постоянно делая себя героем своих исторических картин. Но, несмотря на то, что в Эрмитаже находится самая большая коллекция картин художника за пределами Нидерландов, у нас нет ни одного автопортрета. Здесь художник представил себя в берете от которого падает неровная тень на глаза – один затенен больше, другой меньше – знак меланхолии. Задорные усы над верхней губой, чувственный рот, говорят нам о витальной силе. Рядом – рельеф, представляющий тот же автопортрет. А на экспозиции – портрет Рембрандта в восточном одеянии кисти Изака де Яудервиля.

Ян Ливенс. Юноша в плаще и тюрбане (Портрет принца Руперта Пфальцского).
Около 1631 Дерево, масло
All images are courtesy of The Leiden Collection

Представлены и ранние работы Рембрандта из серии «Аллегорий чувств», написанные еще в Лейдене: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и до последнего времени считавшаяся утраченной — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самая ранняя из подписных работ художника. Есть эскизы, перекликающиеся с эрмитажными работами, например, эскиз «Голова девушки» отсылает к Мадонне из «Святого семейства». О «Старухе в белом чепце» и «Портрете старика» велись споры о подлинности.

Собственно, это и делает выставку необыкновенно интересной: привезенные картины вступают в диалог с нашими шедеврами, расширяют наши знания, погружают в контекст. Художник предстает, окруженный своими современниками. Представлены работы прекрасные работы другого мастера из Лейдена, соратника и соперника Рембрандта (в начале его творческого пути) – Яна Ливенса. И Рембрандт, и Ливенс учились у Питера Ластмана, его работа «Давид и Урия» тоже есть в экспозиции. Хорошо представлены и ученики Рембрандта - Геррит Дау (другая транскрипция имени, встречающаяся в литературе Герард Доу), Фердинанд Бол, Говерт Флинк и Карел Фабрициус. Последний погиб молодым и поэтому крайне редко встречается в музейных собраниях, на выставке представлена «Явление ангела Агари» - одна из шестнадцати работ художника, сохранившихся до наших дней и единственная, находящаяся в частных руках.

Можно смотреть Лейденскую коллекцию с точки зрения Рембрандта, а можно выбрать более широкий угол зрения, включающий жанровое и тематическое разнообразие голландской живописи – именно так сгруппированы работы. Есть прекрасные портреты Франца Халса - «Портрет Самюэла Ампцинга» и «Портрет Конрада Витора», «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского, интересные работы Яна Стена. Эрмитажный Ян Стен ассоциируется с его автопортретом «Гуляки» или «Брачным контрактом», лейденский Стен предстает в историческом жанре, бытовые же его сцены тоже другие по своем характеру, например, «Молитва перед едой». Единственное исключение из голландского ряда - малюсенький рисунок Леонардо да Винчи «Голова медведя», но и он представлен рядом с рисунком Рембрандта «Голова львицы».

В отличие от московской выставки, в Эрмитаже добавили к экспозиции еще восемь собственных картин, принадлежащих к так называемой голландской «тонкой живописи». Среди них три работы Геррита Дау, ученика Рембрандта: «Торговка сельдями», «Старик, рассматривающий глобус» и «Купальщик». Картина другого ученика Рембрандта — «Разбитое яйцо» Франса Янса ван Мириса Старшего перекликается с одной из работ Лейденской коллекции.

Карел Фабрициус
Явление ангела Агари

Карел Фабрициус Явление ангела Агари Около 1645 Холст, масло
All images are courtesy of The Leiden Collection

Выставка не только будит воображение, но и поднимает массу вопросов и прежде всего об истории самого собрания: трудно поверить, что в наше время, когда большая часть шедевров известна и находится в музеях, за небольшой срок с 2003 года появилась одна из самых значительных коллекций голландской живописи, включающая в себя около 250 живописных и графических работ (82 из которых представлены в Эрмитаже). В одном из интервью Томас Каплан рассказывает о своем собирательстве: «Для нас не было ничего необычного в том, чтобы взять на заметку и сразу же купить несколько картин за один день. Неудивительно, что мы с Дафной получили прозаическое прозвище „пылесосы“: оно отражало тот опустошительный эффект, который мы производили на рынке столь любимых нами старых мастеров. На протяжении первых пяти лет нашего „кутежа“, по выражению „Нью-Йорк Таймс“, мы покупали в среднем одну картину в неделю. Благодаря такому темпу Лейденская коллекция по уровню и разнообразию представленных в ней произведений Рембрандтовской школы очень скоро стала вровень с некоторыми из тех собраний, которые Екатерина скупала во время собственного „кутежа“, задавшись целью в пределах своих владений построить нечто равноценное Лувру».

С самого начала супруги хотели сделать свое собрание максимально публичным, впервые оно было представлено широкой публике на выставке в Лувре в 2017 году, а уже в 2018-м картины коллекции увидели в Москве и Санкт-Петербурге. У коллекции есть свой сайт и онлайн-каталог.

Но Лейденская коллекция, выставленная в Эрмитаже, прямо-таки взывает к сопоставлению с самим эрмитажным собранием, ведь у нас находится 21 картина Рембрандта и огромная коллекция «малых голландцев», так что есть смысл после выставки освежить в памяти постоянную экспозицию голландской живописи.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, предваряемый вступительными словами Марины Лошак, директора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, и Михаила Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа. Авторы статей: Томас С. Каплан, Лара Ягер-Красселт, Вадим Садков, Ирина Соколова.

Кураторы выставки – Ирина Алексеевна Соколова, доктор культурологии, главный научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства, хранитель голландской живописи, и Лара Ягер-Красселт (куратор Лейденской коллекции, Нью-Йорк, США).