Последнее
обновление
15.05.09

Журнал любителей искусства

Ферруччио Фурланетто – королевский бас

В «Свадьбе Фигаро» Моцарта. Зальцбург, 1991.

Фиеско в «Симоне Бокканегре» (Паоло – Боаз Даниэл).
Венская опера, 2002 г.


Дон Жуан в "Дон Жуане" Моцарта. 1994.


Лепорелло в "Дон Жуане" Моцарта. 1987.


Гремин в "Евгении Онегине" Чайковского.
Wiener Philharmoniker Salzburger Festspiele, 2007.


Прочида в «Сицилийской вечерне».
Новогодний концерт 2008. Teatro la Fenice di Venezia


Из чего складывается в нашем сознании творческий портрет певца? Прежде всего, из тех партий, которые он исполняет, из тех образов, которые создает на сцене, к которым мы смогли приобщиться «вживую» и в записи. Ферруччио Фурланетто не нужно представлять российскому слушателю, он у нас известен и любим как по впечатлениям от его выступлений в Санкт-Петербурге и Москве, так и по записям, и по показам караяновских спектаклей Зальцбургского фестиваля 80-х гг. – «Дона Карлоса» и «Дон Жуана». Только в Санкт-Петербурге певец выступил трижды: в 2004 г. исполнил Филиппа в «Доне Карлосе» и Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского, а прошлым летом блеснул в концертном исполнении «Симона Бокканегры» Верди. Это не так мало, если вспомнить востребованность Фурланетто во всем мире и ту избирательность, с которой он подходит к приглашающим его театрам. Так в нынешнем декабре-январе он спел короля Филиппа на открытии сезона в Ла Скала и в Венской опере, в Венской же опере в январе выступил в партии Бориса Годунова. Впечатления от выступлений певца и легли в основу настоящей статьи.
Но сначала немного биографии. Фурланетто уже несколько десятилетий царит на оперных сценах мира (и в прямом смысле тоже, если вспомнить те партии, которые ему особенно близки). Родился певец в Италии, об оперной карьере не помышлял достаточно долго, хотя о своем уникальном певческом даре знал. Но сначала пробовал себя в рок-музыке, не безрезультатно, однако среда, где свободно употреблялись наркотики и царила распущенность, его от себя отталкивала. Он пошел по пути академического образования, поступив в университет. Но тут сыграли свою роль родные и близкие. Тетя певца, профессионально занимавшаяся вокалом, отвезла его на прослушивание к известному учителю Паваротти, Скотто и многих других - Кампогалиани, и тот сказал, что пением надо заниматься.
Профессиональный дебют Фурланетто состоялся в 1974 году. В 1977 году он стал победителем конкурса в Тревизо. Наградой за первое место стала возможность спеть партию дона Жуана в одноименной опере Моцарта. В 1979 году состоялся его дебют в Ла Скала, где он исполнил партию Банко в «Макбете» Верди под управлением Клаудио Аббадо. Год спустя Фурланетто дебютировал на Глайдборнском фестивале и в Метрополитен-опера. Фурланетто работал со многими выдающимися дирижерами, но по-настоящему судьбоносной стала встреча с Караяном, который, прослушав Фурланетто, выбрал его на партию Филиппа в «Доне Карлосе». Существуют видео и аудиозаписи этого спектакля, он вышел на СD и DVD, у нас его несколько раз показывали по каналу «Культура». Хотя тот Филипп II у Фурланетто не похож на нынешнего, с годами он стал чувствовать эту партию изнутри, сросся со своим персонажем. Не случайно, в этом году за исполнение партии Филиппа в Ковент Гарден Фурланетто был номинирован на престижную премию Лоренса Оливье «За выдающееся достижение в опере».
Испанский монарх в исполнении Фурланетто - масштабная и противоречивая личность. В опере он, безусловно, в центре внимания. Это и властитель, считающий, что мира и благоденствия в стране можно достичь только путем насилия и подавления свободы личности, это и разочарованный в своем сыне и наследнике отец, и несчастливый муж, и верующий человек, бунтующий против давления церкви. Многогранность короля проявляется впервые в замечательной сцене с Родриго из 1 акта. Потрясающе звучит у Фурланетто предостережение против Великого Инквизитора: сначала piano разносящееся до самых дальних уголков зала, потом мощное forte. Если в Караяновском спектакле Филипп в конце отворачивался и на возглас Родриго: «Sire!» не глядя протягивал ему руку для поцелуя, то сейчас Филипп поначалу протягивает руку, потом хочет положить ее на склоненную голову маркиза де Позы, но в последний момент останавливает себя: наметившийся жест замирает в воздухе.
Поразителен III акт в исполнении певца. И знаменитая ария «Ella giammai m'amo...Dormiro sol nel manto mio regal», которую Фурланетто поет как бы на грани сна и бессонного бодрствования, что объясняет необыкновенную душевную обнаженность короля в этой сцене, и сцена с Великим инквизитором, которая, собственно, является поначалу исповедью, потом бунтом против духовного отца и церкви и, наконец, трагическим смирением с неизбежностью. Филипп Фурланетто - наименее свободный в опере персонаж, его давит груз власти и собственных подозрений, он разочарован в собственном сыне. Неоднократно отмечалось, что маркиз де Поза и для инфанта, и для короля является своеобразным воплощением нереализованных стремлений: к свободе и независимости, к любви, к родственным привязанностям.
Фурланетто поет и другие вердиевские партии с не меньшим артистизмом и глубиной постижения образа. Одна из любимых его партий - Фиеско в «Симоне Бокканегре». Нынешним летом петербургские слушатели смогли услышать эту оперу в концертном исполнении, в котором участвовал Фурланетто. Существует и DVD c записью спектакля Венской оперы. Интересно, что Бокканегру в этой постановке поет Томас Хэмпсон, тоже исполнивший у нас партию Симона – только, если на диске оба певца участвуют в одном спектакле, у нас они пели в двух разных с интервалом в месяц. Может быть, это было даже и лучше – оба находились безусловно в центре внимания и оставили сильнейшее впечатление. Фиеско у Фурланетто – один из вердиевских «старых упрямцев», с трудом осознающих свои ошибки; тем прекраснее его запоздалое раскаяние в конце оперы. Финальный дуэт Фиеско и Бокканегры невозможно слушать без слез. Не даром Мирелла Френи называла эту оперу самой трогательной у Верди. У нас она пока все еще остается недостаточно оцененной. Возможно, два выдающихся исполнения приблизят время ее сценического воплощения в Санкт-Петербурге.
Фурланетто известен во всем мире не только как вердиевский певец, но и как выдающийся интерпретатор Моцарта. Именно моцартовский репертуар, как считает сам Фурланетто, способствовал его артистическому долголетию. Самым любимым моцартовским персонажем у Фурланетто, конечно, является дон Жуан. Эта партия сопровождает певца на протяжении всей его артистической карьеры и, расставшись сегодня с образами Фигаро и Лепорелло, он сохраняет партию дона Жуана в своем репертуаре. Хотя именно Фигаро и Лепорелло в его исполнении гораздо более известны по записям: на DVD cуществуют 3 версии «Дона Жуан», где Фурланетто поет Лепорелло. Дело в том, что Лепорелло у Фурланетто – принципиально новый образ, это не буффо, не гротескный персонаж, а человеческое alter ego Дон Жуана.

Радует интерес певца к русской музыке. В его репертуаре партии Бориса Годунова и Гремина, романсы Рахманинова, «Песни и пляски смерти» Мусоргского. Существует мнение, что русскую музыку лучше всего исполняют отечественные певцы. Это связано с естественностью произнесения ими слова. Однако творчество Фурланетто опровергает безусловность этого утверждения. Конечно, в его исполнении присутствует небольшой акцент, но русский язык настолько органично ложится на голос, а сам его голос приобретает какую-то особую шелковистость и бархатность тембра, что этим исполнением нельзя не наслаждаться. Особенно интересна у Фурланетто партия Бориса Годунова. Наверное, сегодня он – лучший Борис в мире.
Фурланетто стал первым итальянцем, исполнившим Бориса Годунова на сцене Мариинского театра. Правда, постановка у нас этой оперы 2004 года была не самой удачной, и не дала возможности продемонстрировать актерский дар певца. Борис на протяжении всего спектакля статичен, практически нет грима, условны костюмы (в какой-то момент костюм вообще представлен проволочным каркасом). А ведь особенность интерпретации Фурлантто - в той обнаженной эмоциональности, которая проявляется и в звуке, и в жесте, и в пластике тела. Возможно, и у самого певца присутствует тайная неудовлетворенность недосказанностью этой партии на русской сцене, может быть, поэтому он мечтает спеть Годунова и на сцене Большого театра. Кто знает, возможно, после открытия основной сцены это и осуществится? Как бы то ни было, очень хочется услышать Фурланетто в партии Бориса еще раз на русской сцене.
Певец много поет Бориса на Западе, и то, что не было выражено в России, находит отражение в спектаклях там. Из недавних выступлений хочется отметить спектакль 2007 года в театре оперы Сан-Диего (классическая и богатая постановка в стиле «а ля русс») и постановку Венской оперы, спектакли которой опять прошли в январе. Именно в Вене обнаженный нерв этой партии находит у Фурланетто полное выражение, его Борис вызывает огромное сочувствие к себе. Жаль, что не существует пока видеозаписи этого спектакля.
К сожалению, Гремина у нас Фурланетто не пел. Но есть трансляция спектакля Зальцбургского фестиваля 2007 года, совсем недавно вышедшего не DVD (Ольгу, кстати, там поет солистка Мариинского театра Е.Губанова). Постановка принадлежит к анти-Чайковскому варианту: время действия – эпоха застоя, и Гремин там похож на советского генерала брежневских времен. Но и в рамках подобного спектакля он выделяется особым благородством образа и потрясающим вокалом. Существует обширная фильмография и дискография певца, некоторые его любимые партии представлены в нескольких вариантах. Так, например, Лепорелло есть в четырех разных спектаклях, записанных на DVD.
В этом году Фурланетто празднует юбилей, не снижая при этом творческой активности. В апреле он поет Банко в «Макбете» в Опера Бастий, в мае-июне выступит в главной партии в опере Пиццетти «Убийство в соборе» в театре Ла Скала, потом споет Базилио в «Севильском цирюльнике» в Ковент-Гарден. А зимой певца ждет особенно интересный для нас проект – запись на диск русских арий и романсов.

В.С.

Фотографии: Wiener Staatsoper Gmbh/Axel Zeininger

Скоро: интервью с Ферруччио Фурланетто на английском и русском языках.

Фан-сайт Ферруччио Фурланетто (англ.яз.)