Вера Степановская

 

«Борис Годунов»:
триумф Тугана Сохиева и Ферруччо Фурланетто

Зал Плейель, Париж, 5 февраля 2014

"Борис Годунов": Борис - Ферруччо Фурланетто, дирижер - Туган Сохиев.Фото Патрис Нин

Концертное исполнение «Бориса Годунова» в парижском зале Плейель Национальным оркестром Капитолия Тулузы под управлением Тугана Сохиева с Ферруччо Фурланетто в главной партии иначе как триумфом не назовешь. После двух с лишним часов возрастающего драматического и эмоционального напряжения (оригинальная версия оперы 1869 года шла без перерыва) публика испытала еще и шоковый катарсис в завершающей сцене смерти Бориса. Овациям после концерта не было конца, а французская пресса на следующий день возвестила об этом концерте как о выдающемся художественном событии. Российским слушателям это тоже дает повод для радости, потому что Туган Сохиев только что назначен главным дирижером Большого театра и нынешний «Борис» — это своеобразное кредо его художественных предпочтений. Журналу «Опера+» посчастливилось побывать на концерте в Париже.

Нынешний «Борис Годунов» стал еще и личным триумфом Ферруччо Фурланетто, который спел главную партию оперы. Фурланетто — единственный западный певец, который исполнил Бориса Годунова на сценах Большого и Мариинского театров в России, в Италии он пел русского царя в Римской опере, в миланском Ла Скала, во Флоренции и Венеции, в США — в Сан-Диего и Чикаго. В Венской опере другого Бориса Годунова и представить себе не могут, А Франция и Испания знакомятся с Борисом в его исполнении впервые. И знакомство это стало настоящим потрясением для публики. В концертном исполнении Фурланетто предстал полнокровным, живым Борисом, личностью сильных страстей, исполненной противоречий, но при этом полной душевной красоты и благородства. А если прибавить к этому идеальную согласованность его партии с оркестром, скульптурную законченность каждой музыкальной фразы и превосходный русский язык, то становится понятным, почему Туган Сохиев после совместной работы над оперой в Вене, другого Бориса не мог себе и представить.


В чем уникальность Фурланетто? Пожалуй, сегодня одному только этому итальянскому певцу доступно с такой глубиной музыкальными средствами передать все переживания Бориса Годунова, сделать его живым и близким, удивительно человечным в одном отношении и брутальным и жестоким в другом. Можно, конечно, говорить, о многообразии красок и нюансов в голосе, о том, что техника бельканто у Фурланетто удивительно хорошо подходит для передачи семейных сцен или предсмертного прощания царя с сыном, а его драматический талант положительно электризует воздух в сценах с Шуйским или в момент его безумных видений, но на концерте все это отступает перед живым, непосредственным переживанием драмы, может быть самого привлекательного из русских царей. И когда все завершается пронзительной сценой смерти Бориса, в которой сливается все — и страстная мольба к богу, и раскаяние, и «я царь еще!», и наконец «смерть … простите…», — хочется долго сидеть в молчании со слезами на глазах, ибо так действует эта сцена на слушателей в исполнении великого итальянца. Поистине, перед нашими глазами прошла судьба человеческая!

Борис Годунов: Джон Грэхем-Холл, Туган Сохиев, Ферруччо Фурланетто

"Борис Годунов": Шуйский - Джон Грэхем-Холл, Борис - Ферруччо Фурланетто, дирижер - Туган Сохиев. Фото Патрис Нин

А что же народная… Опера Мусоргского населена множеством характерных персонажей, и каждый из них оттеняет высокую драму Бориса. Надо отдать должное Сохиеву: интернациональный состав этого концертного исполнения был превосходным. Каждый из певцов обладал своей особой неповторимостью, той изюминкой, которая заставляет запомнить исполнителей даже маленьких ролей.

Предсказуемым стопроцентным соответствием образу был Пимен Айна Ангера, обладателя роскошного голоса и внушительной внешности, привнесшего удивительную смиренную наивность в созданный им образ истово верующего монаха-летописца. Голос Станислава Мостового идеально подошел для роли Юродивого, которого он даже и в концерте сыграл достаточно убедительно. Англичанин Джон Грэхем-Холл добавил в роль Шуйского чуточку маньеризма, представ этаким интеллектуальным бесом, наблюдающим за мучениями Бориса и цинично доводящим его до сумасшествия. У них с Борисом явно была «общая точка»: Шуйский тоже может «переступить», только вот раскаяться ему не дано. Анастасия Калагина в роли Ксении блеснула хрустальным тембром, создав нежный и хрупкий образ дочери Бориса. Запомнилась и Светлана Лифарь в роли Федора. Александр Телига в роли Варлаама обратил на себя внимание комедийным даром и надежным вокалом, однако и Василий Ефимов в роли Мисаила не был оттеснен на второй план. Марьян Талаба, постоянный Григорий Венской оперы, был несколько прямолинейным, но достойным Самозванцем. Обе арии Щелкалова в исполнении Гарри Маги прозвучали с благородной грустью, а молодой Павел Червинский чувствовал себя уверенно в двух маленьких ролях — Митюхи и Никитича.

Борис Годунов, Туган Сохиев, Анастасия Калагина, Светлана Лифарь

Сара Жоффре (Няня), Анастасия Калагина (Ксения), Светлана Лифарь (Федор). Фото Патрис Нин

Оркестр Капитолия Тулузы предстал полнокровным участником оперы и под управлением Сохиева прозвучал ярко и уверенно с идеальным балансом оркестровых групп. Впечатляющим было и участие испанского хора Орфеон Доностиарра, разместившегося в амфитеатре, блестяще опровергшего мнение, что русскую оперу должны исполнять отечественные хоры. При этом отдельные фразы диалога между бабами и мужиками в Прологе были отданы хоровым группам, а женская группа хора пела «за детей» в сцене с Юродивым. Сам же Сохиев оказался настоящим демиургом происходящего, представив оперу как симфоническое полотно, где все герои, не потеряв своей яркой индивидуальности, стали полноправными участниками разворачивающейся перед слушателем музыкальной драмы.

Поэтому, очищенная от режиссерского концептуального произвола опера «Борис Годунов» предстала перед парижанами, почти в том самом виде, в каком Мусоргский представил свою партитуру в дирекцию Императорских театров, и произвела необычайно сильное и целостное впечатление, чему способствовала практически идеальная гармония всех частей исполнения. Опера с этим же составом была исполнена также на концертах в Тулузе (все фотографии к статье именно с этого концерта), в Памплоне и Овьедо и везде вызвала восторженную реакцию публики.