Журнал любителей искусства
Гюляра Садых-заде

В Болонье прошел первый фестиваль музыки Джованни Батисты Мартини

Дирижер, руководитель ансамбля “Академия делли Аструзи”
Федерико Ферри

Болонья — город, в своем роде уникальный даже для Италии, страны, переполненной артефактами, шедеврами искусства и архитектуры, заставленной музеями и величественными соборами, украшенной роскошными садами и ренессансными дворцами. Расположенный в земле Эмилия-Романья, город обликом своим резко отличен от ренессансных городов. Здесь царит дух сурового средневековья, строгие, лапидарные линии и простые объемы романского стиля. Однообразны и бесконечны ритм колоннад, чередование пятен света и тени в знаменитых болонских портиках, уходящих в далекую перспективу.

Болонья — город интеллектуалов и музыкантов, меценатов и купцов. Здесь в 12 веке был основан старейший в Европе Болонский университет. Болонская академия музыки снискала громкую славу «кузницы музыкальных кадров» для всей просвещенной Европы и сохраняла ее на протяжении всего 18 века.

Каждый мало-мальски серьезный музыкант считал своим долгом посетить Болонью и поучиться в тамошней академии, кто год, кто два, а кто и вовсе несколько месяцев. Это было очень полезно и для совершенствования мастерства, и для дальнейшей карьеры. А все потому, что в Болонье жил и преподавал в академии выдающийся ученый, теоретик и практик музыки, человек энциклопедических познаний и, по воспоминаниям современников, редкостных душевных качеств, францисканский монах Падре Мартини. За свой долгий век он успел обучить искусству контрапункта и композиции сотни учеников. Все они немедленно попадали после обучения в «высшую лигу» музыкантов. Авторитет падре был непререкаем, а влияние его личности на музыкальную ситуацию в Европе трудно переоценить. При этом Мартини давал уроки совершенно бесплатно и потом помогал своим питомцам, особенно тем, кого он считал талантливыми. Таким оказался и Моцарт, именно поэтому Падре Мартини помог ему справиться с экзаменационным заданием, отредактировав его работу, хотя это было и против всех правил.

Кроме Моцарта, приехавшего в Болонью вместе с отцом Леопольдом Моцартом в ходе турне по Италии (ему было тогда 14 лет), у падре Мартини учился и Глюк. Разница в возрасте между композиторами составляла 50 лет, однако оба они получили от папы Климента XIV орден «Золотой шпоры» за выдающиеся достижения в музыке. Портреты обоих учеников, Глюка и Моцарта, красуются в одном из залов болонского Музея музыки. На этом портрете юный Моцарт изображен с орденом Золотой шпоры.

У падре Мартини учились и сын Иоганна Себастьяна Баха Иоганн Христиан, так называемый «лондонский Бах» (хотя его с тем же основанием можно было бы называть «миланским Бахом»), и чех Йозеф Мысливечек, называемый в Италии Il Boemo («Богемец»), и оперные композиторы Йомелли и Гретри, и даже первые русско-украинские композиторы Березовский и Бортнянский. Знаменитый кастрат Карло Броски, носивший прозвище Фаринелли (знакомый широкой публике по одноименному фильму), крепко сдружился во время учебы с юным Моцартом, и некоторое время они переписывались. Портреты учеников, растиражированные учебниками и хрестоматиями оригиналы, хранятся в местном Музее музыки вместе с бесценными раритетами, рукописями и многочисленными кодексами (вручную переписываемыми сборниками). Там же хранится и богатейшая коллекция рукописей самого падре Мартини. Другая часть хранится в библиотеке академии. Основой библиотечного фонда стала огромная личная библиотека Джанбаттисты Мартини.

Монах учил строгому контрапункту, основываясь на полифонической школе старых мастеров Якоба Аркадельта и Жоскина Депре. Занятия проводились строго индивидуально, но к каждому из них падре готовился тщательнейшим образом: выписывал упражнения, готовил учебные задания и планы, писал лекции — для каждого занятия! И даже сочинял учебные пьесы для флейты соло, для ансамбля и др. Другую, и очень важную, часть его жизни составляла научная работа. Падре принадлежат фундаментальные труды по истории и теории музыки: трехтомная «История музыки» (четвертый том не окончен), грандиозный обобщающий труд о контрапункте, «Трактат о теории чисел в применении к музыке», «Словарь старинных музыкальных терминов». А еще более трех тысяч опусов церковной, ансамблевой и хоровой музыки, которые он написал на протяжении всей своей жизни.

До недавнего времени это огромное собрание музыкальных сочинений не был изучено. Подробная работа над наследием Джованни Баттисты Мартини началась около 10 лет тому назад. Нашлись в Болонье музыканты-энтузиасты: виолончелист Федерико Ферри и клавесинист-органист Даниэли Прони. Они проделали огромную текстологическую работу, подготовили ноты к исполнению, а затем вынесли музыку францисканского монаха на суд публики, исполнив за четыре вечера пару десятков сочинений для ансамбля и камерного оркестра.

Падре Мартини, несомненно, является одним из самых выдающихся уроженцев города, составивших его славу. Более того, его педагогическая система, совершенствуемая им на протяжении полувека, его теоретические воззрения, его полифонические и гармонические знания, вылившиеся в свод правил по гармонии и контрапункту, неукоснительно прививались на уроках всем студентам, впоследствии ставшими ведущими композиторами своего времени. Не этим ли, в частности, объясняется удивительное единообразие и однородность классицистского стиля, господствовавшего по всей Европе в 18 веке? Догадка рискованная, но возможно, верная. Во всяком случае, некое рациональное зерно в ней есть.

Ансамбль Академия делли Аструзи на концерте
в Базилике ди Сан-Стефано исполняет
камерные опусы падре Мартини. за пультом — Ферри

Как бы то ни было, музыка самого падре Мартини оказалась на диво живой, приятной и какой-то удивительно светлой. По стилю она балансирует между барокко и классицизмом. От барокко его музыка восприняла четкие аффекты, определенные, фиксированные эмоциональные состояния, от классицизма — изящную игру света и тени, резкие переключения «форте-пиано» при повторах. Судя по всему, творчество падре Мартини, наряду с мангеймской школой, явилось той лабораторией, в которой выкристаллизовывалась форма сонатно-симфонического цикла.

Многочисленные симфонии, написанные для небольшого оркестрового состава, строго трехчастны. Соотношение темпов абсолютно каноническое, «быстро–медленно–быстро». Четкие кадансы, классическая «квадратная» структура периодов. Однотипные быстрые, ликующие финалы с прорезающими струнный массив возгласами труб или валторн. Радостные, светлые, торжественные тона эмоционального спектра. Тихие, задумчивые медленные части оттеняют праздничную приподнятость крайних частей. Иногда симфонии сменялись одночастными, более характерными жанровыми пьесами, например Балли да Турко или просто Виваче, или циклом из четырех менуэтов. То была светская инструментальная музыка, некое милое отвлечение от серьезных занятий для падре Мартини, обычно писавшего музыку преимущественно церковную. Он много лет проработал капельмейстером церкви Сан-Джованни ин Монте.

Четыре вечера в разных церквах Болоньи — в Санта-Джакомо Маджоре, в старинной базилике ди Сан-Стефано и в той же Санта-Джованни ин Монте — музыку падре исполнял ансамбль Академия дельи Аструзи, основанный в 2007 году виолончелистом и дирижером Федерико Ферри. Вообще говоря, ансамбль аутентичным не назовешь. Это некое смешение лютни, виолы да гамба и чембало с «баховскими» натуральными трубами и валторнами и массивом современных струнных инструментов, причем первая скрипка Алессандра Таламо — это жена самого Ферри, а клавишник Даниэле Прони, довольно искусный и разноплановый музыкант, является ближайшим другом руководителя ансамбля.

Программы концерта были составлены с явным желанием показать как можно больше камерных опусов падре, написанных для определенного состава инструментов. В результате драматургия вечеров порой оказывалась не совсем удачной. Чередование однотипных номеров казалось подчас монотонным и скучноватым, хотя сама по себе музыка падре Мартини вовсе не монотонна: это музыка высокого качества, изобилующая тонкими деталями, которая радовала равным образом и ухо, и интеллект.
Однако звучанию ансамбля не хватало упругости, отчетливости и некоторой обязательной для барочной музыки сухости, остроты тона, потому что именно эта чеканная сухая структура ритма подстегивает, пришпоривает музыкальное движение, придавая ему тонус и напор. В смысле исполнения лучше всего прошел последний концерт фестиваля, тот, где Федерико Ферри играл, в основном, на виолончели, а не стоял за дирижерским пультом. Отлично были сыграны Соната и Ричеркар для скрипки соло Алессандрой Таламо. Прочувствованно, от души были преподнесены пять Gravi для трио инструментов; в них гений падре Мартини проявился во всей его мудрой простоте и гармонии. Неплохо прозвучали многочисленные фуги и рондо.

***
Фестиваль, от концерта к концерту шел по нарастающей. Понятно, что инициатива болонских музыкантов, поддержанная Фондом дель Монте, будет развиваться, а концепция фестиваля будет совершенствоваться. Перспективы здесь самые блестящие. У падре Мартини в архивах осталось еще много неисполненных сочинений, в том числе и крупных, ораториальных. А если поместить музыку падре Мартини в контекст эпохи, рядом с музыкой его современников и учеников, тогда болонский фестиваль может объять в своей афише весь музыкальный мир 18 века.



Фреска с крылатым львом украшает
коридор старинной Архигимназии

«Фестиваль падре Мартини поддержал Фонд дель Монте, старинная и уважаемая организация, традиционно объединяющая в своих рядах богатых горожан-меценатов с 1473 года, времени основания фонда. Вот уже пять веков Фонд дель Монте выделяет средства для реставрации церквей (в настоящее время на деньги фонда реставрируется церковь Сан-Коломбано), фресок и знаменитых городских башен, символов города. Самая высокая башня была выстроена родовитым семейством Бентивольо, и сейчас она находится в процессе реставрации. Одной из важнейших задач фонда является пропаганда, сохранение и преумножение культурных ценностей Болоньи и Равенны».