English   Русский

Журнал любителей искусства

Вера Степановская

«Аттила»: триумф Верди

Ферруччо Фурланетто

Ферруччо Фурланетто - Аттила
Фото Cory Weaver


Ради этих спектаклей «Аттилы», бесспорно, стоило бы отправиться за океан любому почитателю музыки Верди. Сочетание прекрасной постановки Габриэле Лавиа, великолепно звучащего оркестра под руководством глубоко чувствующего партитуру маэстро Никола Луизотти и выступление в главной партии легендарного Ферруччо Фурланетто сделали премьеру «Аттилы» незабываемой.

Свою девятую оперу Верди написал в 33 года, в 1846 году, на волне Рисорджименто. Премьера ее состоялась в Венеции, которая недавно утратила свою многовековую республиканскую независимость и по этому поводу бурно переживала патриотические чувства. Либретто оперы волюнтаристски передает события V века, когда на Рим двинулись гунны под предводительством грозного Аттилы. Для Верди в его фигуре воплотился идеальный образ разрушителя и завоевателя, но, странным образом, в его изображении антигерой оказался и благородным, и наделенным харизмой сильной личности. Аттила оказывается удивительно цельным и верным своему слову, он никого не предает и даже не карает (это, конечно, совсем не соответствует исторической правде, но ведь «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман»). И в то же время он разрушитель, которого нужно остановить. Патриоты, сражающиеся против завоевателя, представлены Одабеллой, стремящейся отомстить еще и за смерть отца, христианином Форесто и римским политиком Эцио. Совместными усилиями и руками Одабеллы они и убивают Атиллу в финале, что опять-таки не соответствует историческим фактам.

Режиссер совместной постановки Ла Скала и Оперы Сан-Франциско Габриэле Лавиа поместил действие в три исторические эпохи: время Аттилы (V век), время Верди (XIX век) и наша современность. Сохранению единства повествования способствует то, что костюмы (Андреа Виотти) на протяжении всего действия остаются взятыми из древней эпохи, а вот декорации (Алессандро Камера) меняются. Начинается опера на развалинах амфитеатра, свой пир Аттила устраивает в развалинах театра оперного, а убивает его Одабелла в кинозале, где на экране в этот момент демонстрируется фильм об Аттиле 50-х годов. Таким образом, режиссер показывает, что Аттила у композитора – не столько исторический персонаж, сколько вневременной миф, прообраз разрушителя, будь то предводитель гуннов, австрийский генерал или современный политик.

Ферруччо Фурланетто и Квин Келси

Ферруччо Фурланетто - Аттила, Квин Келси - Эцио
Фото Cory Weaver


В Милане оперу поставили к 150-летию празднования объединения Италии, но спектакль прошел практически незамеченным. Главной причиной было то, что там опера «Аттила» оказалась без Аттилы, так как Фурланетто в Ла Скала петь отказался. Зато через год нам все же удалось услышать его в Сан-Франциско.

Выдающийся бас – ключевая фигура в опере, и дело не только в том, что ранняя опера Верди требует исключительных вокальных усилий. Аттила у Верди – король не только номинально, но и по своему духовному устройству, который испытывает на себе все противоречия харизматического деспота и предводителя. Фурланетто же буквально проживает жизни своих героев, наделяя их частицей своей живой плоти и крови, и что еще важнее, частицей души – «оставь герою сердце, что же он будет без него… тиран». Это делает каждый из его образов живым и необыкновенно привлекательным. При этом темный по тембру и узнаваемый голос певца звучит чисто, объемно и гибко

Ферруччо Фурланетто и Лукреция Гарсиа

Ферруччо Фурланетто и Лукреция Гарсиа
Фото Cory Weaver


Знаменитый певец уже появлялся в Сан-Франциско в 1979 году, на заре своей карьеры, в партии Альвизо в «Джоконде», где вместе с ним пели Лучано Паваротти и Рената Скотто. Нынешнее возвращение его выглядело и ожидаемым, и интригующим, так как вне Италии он Аттилу еще не пел. Его дебют в этой партии состоялся в 1991 году в Ла Скала с Риккардо Мути, потом он несколько раз пел ее на итальянских сценах, была сделана запись на лейбле «Динамик» в 2000 году, и вот, наконец, состоялся триумфальный американский дебют. «Аттилу» ставят не часто, а Фурланетто и без того везде нарасхват со своими другими персонажами – королем Филиппом, Борисом, дон Кихотом и особенно Фиеско.

Самюэль Рэми

Самюэль Рэми - папа Лев
Фото Cory Weaver


Опера начинается с хора гуннов, прославляющих победителя, и вот он уже сам спускается с обломков древнего «учреждения культуры», чтобы затеять шуточный поединок на мечах с одним из своих воинов. Для такого правителя, как он, важна не только власть, но и физическое превосходство. Он больше похож не на азиата (каким мы привыкли видеть Аттилу), а на европейца с длинными волнистыми волосами. Вместо обнаженного торса мы видим на нем кольчугу с накинутым сверху волчьим мехом, совсем как у предводителя франков Хлодвига. В первом же акте Аттила сталкивается с двумя другими ключевыми персонажами оперы: Одабеллой и Эцио. Первая – женщина-воительница, которой грозный Аттила восхищается, оставляет при себе и даже дарит свой меч, которым она в финале его, безоружного, и убивает. Одабеллу в Сан-Франциско поет Лукреция Гарсия, выступившая в этой партии в Ла Скала и делающая хорошую международную карьеру. Она с легкостью справляется с вокальными трудностями партии и производит впечатление с первого своего появления. Однако ее голос в верхнем регистре звучит несколько бесцветно, а образу недостает глубины и многозначности.

Римским генерал Эцио, конечно, по современным меркам хитрый интриган и политикан, использующий для своих целей любые средства. Однако его предлложение Аттиле: «Забери себе весь мир, а Италию оставь мне», - будило в слушателях времен Верди патриотические чувства. Квин Келси обладает красивым и объемным голосом, который при нынешнем дефиците на вердиевских баритонов – настоящая находка. Он звучит уверенно в кабалетте и призводит впечатление в своем дуэте с Аттилой. Вообще, эта опера требует для своего исполнения больших голосов с широким, и удовольствие от премьеры создавалось благодаря всему ансамблю исполнителей. Заметным голосом обладал и Форесто - Диего Торре. При этом получался необходимый баланс между звездами и молодыми певцами. Помимо Фурланетто, в маленькой партии папы Льва выступил любимец американской публики и легендарный исполнитель партии Аттилы Самюэль Реми, отпраздновавший в этом году 70-летие.

Сцена Аттилы и римского папы является кульминацией оперы. Во сне предводитель гуннов видит величественного старца, запрещающего ему двигаться на Рим, что вызывает в его бесстрашной душе неведомый трепет. Просыпаясь, он рассказывает, что он видел во сне, стряхивает с себя остатки сновидения и поет свою знаменитую кабалетту (самую сложную из басовых кабалетт Верди, но и самую захватывающую – в исполнении Фурланетто). В ней Аттила призывает свои войска совершить новый поход, но вдруг вдали раздается пение – это религиозная процессия во главе с папой Львом приближается к лагерю гуннов. И Аттила в ужасе, потому что в папе он узнает старца из своего видения и склоняется перед неведомой ему силой и величием христианства.

Второй и третий акт оперы наполнены интригами и предательством. Эцио предает не только императора Валентина, которому служит, но и Аттилу, уважающего в нем почти друга, Форесто пытается отравить Аттилу на пиру, и наконец, Одабелла предает и убивает самого Аттилу, объявившего ее своей женой. Смертью главного героя и заканчивается опера.

Но премьера в Сан-Франциско закончилась не только заслуженными овациями в адрес исполнителей, но и чествованием Яна Робертсона, главного хормейстера театра с 1987 года, награжденного по этому случаю за заслуги Оперной медалью Сан-Франциско.

Спектакль будет идти в Сан-Франциско на протяжении июня, но российские слушатели смогут услышать Ферруччо Фурланетто в партии Аттилы, и не отправляясь за океан: 9 июля он споет эту роль в спектакле Мариинского театра. Не пропустите!